Осведомитель Саркози в Украине

Точка зору

Посол Франции Жак Фор говорит, что сегодня у стран-членов НАТО нет единого мнения относительно сроков вступления Украины и Грузии. И связано это с тем, что наши страны недостаточно реформируют сферу обороны, а граждане негативно настроены к НАТО

– Франция сейчас главенствует в Евросоюзе. Что удалось сделать для Украины?

– Давайте основываться на фактах. Они свидетельствуют о том, что с успехом прошел саммит Украина – ЕС в Париже, его решения полезны для Украины. Согласно одному из них, в конце октября в Брюсселе стартовал диалог между Украиной и ЕС о возможности безвизовых поездок украинцев в страны ЕС. Работа продолжается согласно намеченным этапам.

– Украинцы жалуются, что ЕС не выполняет уже подписанные соглашения в этой сфере. Например, в отношении пятилетних виз для журналистов.

– Да, визовая политика вызывает в Украине много слухов и комментариев, которые не всегда отражают реальное положение вещей. Существует договор между Украиной и странами Шенгенской зоны, и в целом он выполняется, хотя у каждой страны есть право принимать собственные решения по некоторым вопросам. Что касается примера виз для журналистов, в договоре указано, что виза может выдаваться на срок до пяти лет, и мы постепенно идем к этому – на сегодня речь преимущественно идет о 1-, 2-летних периодах. Я бы хотел подчеркнуть, что с 2004 года количество виз, выданных посольством Франции, увеличилось в два раза при возросших требованиях к изучению визовых досье. Мы стараемся выдавать в максимально сжатые сроки. Упрощена выдача виз для поездок в профессиональных и образовательных целях.

– Готовитесь ли вы открыть консульский отдел в другом городе, например, в Харькове?

– Нет, пока об этом речь не идет.

– Если большинство украинских граждан согласится со вступлением Украины в ЕС, то вступление в НАТО вызывает у части населения и, естественно, политиков резко негативные реакции.

– Вы правильно разделяете эти два вопроса. В Европе принимают во внимание положительное общественное мнение в Украине в пользу ЕС. В свою очередь НАТО – это совсем отличная реальность. Это военный альянс, который накладывает взаимные обязательства на страны-члены. Ему присущ свой порядок приема новых членов. В этой связи на сегодня у стран-членов НАТО пока нет единого мнения относительно сроков вступления Украины и Грузии. В свою очередь, эти две страны еще не проявили достаточную степень подготовленности, здесь необходимо продолжение реформирования в сфере обороны. Наконец, не ясно, насколько само население Украины желает вступить в НАТО: на сегодня, как мне кажется, преобладают сдержанные или негативные настроения. Саммит министров стран-членов НАТО в декабре будет рассматривать все эти вопросы.

Мне кажется, что основной вопрос не в том, насколько готовы Украина и Грузия, а в отношениях между НАТО и Россией.

Россия имеет свой тип отношений с НАТО, но не является кандидатом на членство.

– Да, но Россия против вступления Украины и Грузии в альянс.

Ни Россия, ни любая третья страна не в праве решать этот вопрос.

– Есть у вас общее представление, когда бы Украина могла стать членом Европейского Союза?

– Вступление в Союз – это процесс, в котором было уже много сделано и многое предстоит сделать. Возьмите, например, новые страны-члены, которые были приняты в ЕС 1 мая 2004 года. Все они прошли те же этапы, которыми следует Украина. В разное время в отношении каждой из них стоял вопрос: стоит ли признавать их кандидатство, начинать переговоры о вступлении? Поначалу такие переговоры были начаты только с шестью странами. Остальные были недовольны, но, тем не менее, не прекращали работу. В результате десять стран были приняты одновременно (1 мая 2004 года), а две других – Румыния и Болгария – чуть позже. Что касается Украины, все в ее руках. В первую очередь стоит задача адаптации украинского законодательства к европейским нормам. Причем речь идет о необходимости не только принимать необходимые законы, но и обеспечивать их применение на практике. В то же время мы отмечаем ту немалую работу, которая уже была выполнена Украиной.

– Насколько сам ЕС подготовлен к своему расширению?

– ЕС развивается с середины пятидесятых годов прошлого столетия, это непрерывный процесс строительства европейских институций. Сейчас ему присущи определенные проблемы, вызванные в частности негативным голосованием на референдуме в Ирландии. Работа по развитию европейских институций должна сопровождаться деятельностью правительств по убеждению общественного мнения, разъяснению преимуществ европейской интеграции. Как показали недавние референдумы, в частности во Франции и Нидерландах, это не всегда просто. В равной степени и в Украине необходимо проводить разъяснительную кампанию, чтобы идея евроинтеграции еще более широко воспринималась украинцами.

– Самым актуальным вопросом является финансовый кризис в мире. Как эту проблему решает Франция?

– Реакция президента Саркози была очень быстрой. В рамках недавнего визита в США он обсуждал эту проблему с американскими представителями, а также с руководителями других индустриально развитых стран. Так возникла идея провести в течение ноября серию встреч на высшем уровне по вопросам противодействия кризису. Для решения этих задач принимаются меры как на национальном, так и общеевропейском международном уровне.

– Но какие конкретные меры принимает сама Франция?

– Франция, как и другие государства, столкнувшиеся с проявлениями кризиса, предпринимает действия внутреннего характера. Французское правительство в первую очередь обеспечивает свою банковскую систему необходимой финансовой поддержкой для поддержания и полного возобновления межбанковских связей. Но эти меры, естественно, несут дополнительную нагрузку на государственный бюджет. Поэтому возникает вопрос: каковы будут социальные последствия. Правительство уже предупреждало, что придется ограничить социальные расходы, заморозить рост зарплат. Остается увидеть, какова будет реакция общественности.

– Правительство хочет прямо участвовать в руководстве банками, становясь их акционером?

– Да, но такое вхождение через механизм рекапитализации будет иметь временный характер: после нормализации ситуации государство должно будет снизить степень своего участия.

– Каких банков это касается?

– Среди таких банков Caisse d`Epargne, Calyon, BNP-Paribas и другие. Все они воспользуются государственными ресурсами для восстановления нормальной деятельности. При этом президент Республики высказался за пересмотр ответственности высшего руководства компаний. В частности, речь идет о прекращении практики, при которой контракты руководителей крупных банков предусматривали значительные выходные пособия вне независимости от достигнутых результатов.

– Некоторых стран кризис коснулся больше, других меньше. Думаете ли вы, что Украина принадлежит к первой категории?

– Кризис касается всех стран. Это один из примеров того, насколько глобализировaна экономика. Украина тоже испытывает последствия кризиса, но пока, возможно, рано судить об их масштабах и глубине. В первую очередь они проявились в банковском секторе, в снижении промышленного производства. Остается под вопросом, в какой мере это отразится на показателях занятости. Позитивным фактом на сегодня является присутствие представителей МВФ, который намерен поддержать Украину кредитом в 16 миллиардов долларов.

– Как на эту ситуацию отзываются французские предприниматели в Украине? Хотят уйти или наоборот?

– Не могу сказать ни одно, ни другое. Я не заметил какой-то особо негативной реакции. Все продолжают свою деятельность и адаптируются к новым условиям, заблаговременно предпринимая меры по предотвращению возможных сложностей.

– Может этот кризис затормозить прилив новых инвестиций?

– Это зависит прежде всего от результатов мер, принятых в самой Франции. Если во Франции будет снижение прибыли, это напрямую повлияет на инвестиции за рубеж. Но это касается всех стран без исключения, в том числе и Украины.

– Украина переживает сейчас и политический кризис. Насколько он может негативно повлиять на французских предпринимателей и банкиров, действующих здесь?

– Сам термин «политический кризис» не совсем точен. Ведь досрочные выборы проводятся не впервые. В то же время проведение выборов в ежегодном режиме свидетельствует о наличии проблем в политической системе. Мне трудно судить о глубине этих явлений. В момент кризисов именно народ должен сказать решающее слово.

– Это знак демократии?

– Не могу сказать, что политический кризис является символом демократии, но если его будут решать выборы, то это симптом демократии.

Вы здесь начинаете работать. Каково ваше мнение об Украине?

– Было бы преждевременно для меня иметь уже сформированное мнение, поскольку работаю я здесь с 20 августа. Но чувствую себя здесь очень хорошо. На протяжении моей дипломатической карьеры я никогда не просил какой-либо пост, всегда работал там, куда меня назначали. Но если бы у меня была возможность выбора, я наверняка попросил бы о назначении в Украину. В течение последних восьми лет я часто приезжал сюда в рамках консультаций между МИДами наших стран. Мне нравится Киев, и я буду рад познакомиться и с другими регионами, всей страной.

– Какую цель вы поставили для своей деятельности на Украине?

– Моя задача заключается в том, чтобы наблюдать за процессами, которые здесь происходят, и по возможности наиболее точно пояснять их суть моему руководству, с тем чтобы оно могло принимать правильные решения.

Посол Франции в Украине Жак Фор (Jacques Faure)
Родился 31 января 1947 года.
Окончил Институт политических наук и Национальный институт восточных языков (китайский).
Занимал различные посты в дипломатических представительствах Франции (Монголия, Польша) и Министерстве иностранных дел (директор континентальной Европы, 2007-2008 годы).
Возглавлял посольства Франции в Албании, Эстонии, Словакии, Украине (с августа 2008 года).
Владеет английским, немецким, китайским, польским, русским и словацким языками.
$33,4 тыс. таков размер ВВП на душу населения во Франции. Показатель был рассчитан с учетом паритета покупательной способности экспертами Всемирного Банка.

Франция по этому показателю занимает 18-е место в Европе. В Украине этот показатель равен $6,9 тыс. Среди европейских стран хуже нас этот показатель имеют только Молдова и Албания
Французская пресса – плацдарм для дискредитации Украины

В последнее время во французской прессе стали публиковать материалы, направленные на дискредитацию Украины. В газете Le Mond вышла антиукраинская статья Мишеля Празана «Украина – европейское государство? Вряд ли…» Авторитетное издание Le Figaro опубликовало обращение к президенту Украины, в нем выражалась озабоченность стремлением властей «рассматривать украинскую историю в отрыве от российской» и говорилось о невозможности реабилитации воинов ОУН-УПА. Политики связывают эту ситуацию с тем, что Франция сейчас председательствует в ЕС.

Новини

16 Травня 2025

Уряд не планує суттєвих змін у критеріях і підходах до бронювання – Шмигаль

Інтерпайп скоротив викиди CO2 на 61%: рекордний прогрес у декарбонізації

Ferrexpo попереджає уряд про арбітраж через блокування ПДВ і зупинку експортних ліній

Європейський сталевий гігант готується до перезапуску зелених проєктів після літніх канікул

Шмигаль анонсував збільшення бюджетних видатків на війну через скорочення допомоги

Україна за I квартал 2025 року збільшила імпорт товарів майже на 15% – Держстат

ЄС закрив лазівку для зняття санкцій з російських олігархів

ООН прогнозує суттєве зниження темпів економічного зростання у світі 

Металурги України експортувала 1,23 млн тонн металопрокату за 4 місяці

15 Травня 2025

Новим генеральним директором Інтерпайп став Лука Занотті

Держгеонадра виставить на аукціони 60 ділянок для видобутку корисних копалин

Китай розкритикував нову торговельну угоду між Великою Британією та США

Імпорт вантажівок в Україну скоротився на 4% з початку року

ЄС може запровадити підвищені мита на українські товари з 6 червня

ЄС може відтермінувати повноцінний СВАМ для України до 2027 року – Міндовкілля

Суецький канал запроваджує 15% знижку для контейнеровозів за прохід каналом в обох напрямках

ВСІ НОВИНИ ⇢