НДТМ должны быть доступными для промышленности

Точка зору

Законопроект №4167 "О предотвращении, уменьшении и контроле загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности" уже второй раз отправили на доработку в экологический Комитет ВР. Наиболее спорной для всех сторон оказалась норма, регламентирующая внедрение промышленными предприятиями наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ).

В последней версии з/п был установлен нереалистичный для бизнеса срок внедрения НДТМ — четыре года. Для сравнения: в странах ЕС этот процесс занял 20-30 лет. Однако разница не только в сроках. Власти Евросоюза активно помогали бизнесу за счет специально созданных фондов, обеспечивали промышленность льготами и налоговыми преференциями. В Украине же никакой финансовой поддержки промышленности в рамках декарбонизации не предусмотрено.

Сам НДТМ – сборник наилучших технологий – должен быть значительно доработан. Сейчас это просто набор технологий, который был взят из европейского законодательства и переведен на украинский язык – хотя даже непосвященным понятно, как велик технологический разрыв между украинскими и европейскими предприятиями. Не все технологи могут быть внедрены в Украине, а только доступные для отечественных производителей. И именно об этом говорится в Соглашении Украины с ЕС.

Внедрение НДТМ должно стать для украинской промышленности хорошим поводом поддержать украинских производителей техники и оборудования, а также использовать механизм локализации производства. Так мы не только внедрим экотехнологии, но также создадим новые рабочие места и расширим внутренний рынок промышленной продукции.

Но без государственных инвестиционных механизмов этот проект не запустить. По расчетам отраслевых экспертов, только для ГМК-индустрии внедрение НДТМ обойдется в 178,2 млрд грн. Эту сумму промышленники не найдут самостоятельно ни за четыре года, ни за десять. Ведущие компании отрасли с большими потерями вышли из карантинного кризиса. Экомодернизация производства – очень дорогостоящий процесс. Отвлечение на него всех свободных средств может привести к финансовому кризису и банкротству украинских компаний. А это значит, что миллионы украинцев могут остаться без работы и средств к существованию.

Авторам законопроекта очень важно понять: экомодернизация промышленности – это большой проект государственно-частного партнерства. По-другому это не работает, о чем наглядно говорит опыт стран ЕС. Надеюсь, доработанный законопроект будет не только регулировать вопросы промышленного загрязнения, но и станет драйвером новой протекционистской промышленной политики. Там, где мы сегодня видим проблемы, нам необходимо увидеть возможности.

Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины

Новини

5 Жовтня 2022

Україна може отримати фінансову підтримку від Південної Кореї

Україна веде важкі переговори про продовження зернової угоди

ЄС навряд чи вдасться уникнути рецесії

Рада ЄС досягла принципового погодження навколо нових санкцій проти РФ

"Гарантований покупець" за вересень збільшив реалізацію зеленої електроенергії у 2,2 раза

Угорщина має намір відмовитися від імпорту російського газу до 2050 року

Британія планує зберегти антидемпінгові мита на арматуру з Китаю

Перший та другий енергоблоки Запорізької АЕС заміновані

Україна готова до опалювального сезону на 90% – Шмигаль

Пентагон озвучив деталі нового пакета допомоги Україні на 625 млн долл.

ЄС планує включити допомогу Україні в бюджет на наступний рік

Уряд передав до сфери управління ФДМУ понад 800 об’єктів держвласності

4 Жовтня 2022

ЄС може зіткнутися з відключенням е/е взимку

Ціни на вугілля у США перевищили 200 дол

Туреччина в січні-серпні 2022 року скоротила імпорт сталі

Країни ЄС заплатили РФ 100 млрд євро за енергоносії під час повномасштабної війни в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢