Укрзализныця: утром – реформа, вечером - тарифы

Точка зору

Министерство инфраструктуры готовится с сентября поднять тарифы на ж/д грузоперевозки. Суммарное повышение стоимости услуг к январю 2022 года составит для 1 тарифного класса порядка 15%, для 2-го тарифного класса — 30%. В министерстве называют это оптимизацией, но это далеко не так.

Во-первых, нет экономического обоснования причин для такого повышения. Грузоперевозки единственное прибыльное направление в «Укрзализныце», рентабельность которого составляет 27%. Для сравнения: средняя рентабельность бизнеса по Украине — 6,5%. При этом «УЗ» остается хронически убыточной, только за 2020 год убыток компании составил 14 млрд грн.

Во-вторых, у ж/д монополиста попросту нет положительных кейсов. В 2019 году, после предыдущего повышения тарифов, «УЗ» получила дополнительный доход в 7 млрд грн, но выполнила инвестплан лишь наполовину. Куда ушли эти деньги? Если на субсидирование убыточных пассажирских перевозок, то в очередном повышении тарифов нет смысла. Этот замкнутый круг будет повторяться еще не раз.

Приведенные цифры показывают, что «УЗ» находится в глубоком кризисе, вызванном чередой неэффективных и непрофессиональных решений топ-менеджмента компании. Поэтому вместо повышения тарифов Кабмин должен отправить в отставку правление и наблюдательный совет «УЗ». Согласно выводам ВСК ВРУ, и.о. правления Юрик и другие топ-менеджеры не способны выполнить уставные задачи компании, не говоря уже о выводе «УЗ» из финансового кризиса.

Руководство «Укрзализныци» только одно делает хорошо – это берет в долг. По данным СНБО, суммарные долги «Укрзализныци» сегодня составляют 35,8 млрд грн. Несмотря на постоянную угрозу дефолта, Юрик и Ко продолжают брать кредиты под гарантии правительства. То есть, в случае дефолта «УЗ» за ошибки горе-управленцев заплатят все украинские налогоплательщики. Такая стратегия управления превратила ж/д монополиста в бомбу замедленного действия для украинской экономики.

Уверен, что, если побороть коррупцию, никакие кредиты «УЗ» будут не нужны. По данным НАБУ, только на публичных закупках в 2020 году убытки компании от коррупции составили 8 млрд грн. И это только одна часть большого коррупционного пазла под названием «Укрзализныця».

Ситуация в «УЗ» теперь находится под контролем Президента, СНБОУ и ОП. Надеюсь это поможет сменить неэффективный менеджмент и начать реформу компании. Компанию следует разделить на несколько самостоятельных юрлиц по основным направлениям деятельности. Это поможет избавиться от кросс-субсидирования и оптимизировать финансовые потоки. Что касается тарифов на грузоперевозки, то ими, на мой взгляд, должен заниматься специальный регулятор. Законопроект №1196-1 о ж/д транспорте, зарегистрированный в парламенте, как раз предусматривает создание Нацкомиссии по тарифам на транспорте.

Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины

Новини

30 Вересня 2022

Зеленський закликав Раду прийняти закон про націоналізацію всіх російських активів

Уряд визначив, на що індустріальні парки зможуть витрачати звільнені від оподаткування кошти

Країни ЄС попередньо погодили восьмий пакет санкцій проти Росії

МЗС активізує роботу з підтримки вітчизняних експортерів

НКРЕКП підвищила тарифи на зелену електроенергію

В'єтнам скорочує експорт сталевої продукції

Інфляція в єврозоні вперше сягнула двозначного показника

Україна практично вийшла на показники довоєнного експорту зерна

УЗ та Deutsche Bahn можуть створити спільне підприємство

Сенат США схвалив допомогу Україні в розмірі 12,3 млрд дол

Україна накопичила в ПСГ 14 млрд кубометрів газу

Уряд ФРН виділяє 200 млрд євро на боротьбу з енергокризою

29 Вересня 2022

МінАПК розраховує на продовження зернової угоди

Україна очікує найближчим часом отримати 550 млн євро від ЄІБ

Метінвест долучає закордонні активи до місії "Рятуємо життя"

Акцизи на паливо повернуться з 30 вересня

ВСІ НОВИНИ ⇢