Вместо повышения ж/д тарифов – реформу УЗ и создание независимого регулятора
Точка зоруМонополии в экономике – это чаще всего плохо, чем хорошо. Они сами формируют рынок, работают как им вздумается, устанавливают по своему усмотрению тарифы, не считаясь с мнением бизнеса. Это приводит сразу к двум нехорошим вещам: государство получает убытки от неэффективной деятельности монополий, а бизнес не может нормально развиваться из-за непредсказуемости решений монополий и низкого качества их услуг.
Ярким примером плохо работающей монополии является «Укрзализныця». По итогам 2020 года она получила рекордные 12 млрд грн убытков, а к середине 2021 года оказалась на грани дефолта. При этом компания постоянно увеличивает свои кредитные обязательства и получает щедрые финансовые подачи от государства. Например, в 2019 году после повышения тарифов на грузовые перевозки бюджет «УЗ» пополнился на 7 млрд грн. Однако руководство монополиста смогло выполнить инвестиционный план чуть больше, чем на половину.
В целом, вопрос повышения тарифов постоянно стоит на повестке дня «УЗ». Видимо, именно таким образом ее руководство пытается прикрыть следы своих неэффективных решений. Но статистика показывает, что таким образом компания-монополист работает себе в убыток. С 2015 года тарифы на грузоперевозки увеличились практически в два раза. В результате «УЗ» потеряла более 40 млн т грузов, то есть каждый десятый груз, перевезенный по железной дороге. Очевидно, что нужны другие подходы к работе.
Здесь необходимо разделить два вопроса: что делать с «Укрзализныцей», и что делать с тарифами. По первому вопросу позиция украинского бизнеса, международных и отечественных экспертов остается неизменной – «УЗ» должна пройти структурную реформу. Предлагается разделить компанию на несколько самостоятельных филиалов по основным направлениям деятельности. Параллельно необходимо избавится от непрофильных активов и реструктуризировать долговые обязательства.
По вопросу регулирования тарифов большинство экспертов сходятся во мнении, что Мининфраструктуры и «Укрзализныцю» следует исключить из процесса принятия решений. Функцию регулирования тарифов может выполнять независимый регулятор, как это происходит в других отраслях экономики. В парламенте зарегистрирован законопроект №3927, предусматривающий создание Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта (НКРТ). Он может стать основой для системного решения тарифного вопроса.
Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram