Вместо повышения ж/д тарифов – реформу УЗ и создание независимого регулятора

Точка зору

Монополии в экономике – это чаще всего плохо, чем хорошо. Они сами формируют рынок, работают как им вздумается, устанавливают по своему усмотрению тарифы, не считаясь с мнением бизнеса. Это приводит сразу к двум нехорошим вещам: государство получает убытки от неэффективной деятельности монополий, а бизнес не может нормально развиваться из-за непредсказуемости решений монополий и низкого качества их услуг.

Ярким примером плохо работающей монополии является «Укрзализныця». По итогам 2020 года она получила рекордные 12 млрд грн убытков, а к середине 2021 года оказалась на грани дефолта. При этом компания постоянно увеличивает свои кредитные обязательства и получает щедрые финансовые подачи от государства. Например, в 2019 году после повышения тарифов на грузовые перевозки бюджет «УЗ» пополнился на 7 млрд грн. Однако руководство монополиста смогло выполнить инвестиционный план чуть больше, чем на половину.

В целом, вопрос повышения тарифов постоянно стоит на повестке дня «УЗ». Видимо, именно таким образом ее руководство пытается прикрыть следы своих неэффективных решений. Но статистика показывает, что таким образом компания-монополист работает себе в убыток. С 2015 года тарифы на грузоперевозки увеличились практически в два раза. В результате «УЗ» потеряла более 40 млн т грузов, то есть каждый десятый груз, перевезенный по железной дороге. Очевидно, что нужны другие подходы к работе.

Здесь необходимо разделить два вопроса: что делать с «Укрзализныцей», и что делать с тарифами. По первому вопросу позиция украинского бизнеса, международных и отечественных экспертов остается неизменной – «УЗ» должна пройти структурную реформу. Предлагается разделить компанию на несколько самостоятельных филиалов по основным направлениям деятельности. Параллельно необходимо избавится от непрофильных активов и реструктуризировать долговые обязательства.

По вопросу регулирования тарифов большинство экспертов сходятся во мнении, что Мининфраструктуры и «Укрзализныцю» следует исключить из процесса принятия решений. Функцию регулирования тарифов может выполнять независимый регулятор, как это происходит в других отраслях экономики. В парламенте зарегистрирован законопроект №3927, предусматривающий создание Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта (НКРТ). Он может стать основой для системного решения тарифного вопроса.

Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины

Новини

7 Жовтня 2022

Міжнародні резерви України у вересні знизилися на 5,9%

ЄС прийняв заходи для подолання енергокризи

За минулий місяць міжнародні резерви скоротились майже на 6%

У вересні ТЕС ДТЕК Енерго збільшили відпуск електроенергії на 16%

6 Жовтня 2022

Україна майже наполовину скоротила імпорт скрапленого газу

Інфляція у вересні прискорилася до 24,4%

ЄП закликав країни ЄС збільшити обсяги військової допомоги Україні

З початку війни Україна отримала від міжнародних партнерів 19 млрд долл

США нададуть Україні екстрену допомогу для підготовки до зими

Уряд Австралії прогнозує зниження цін на залізну руду

У вересні реєстрація вживаних автівок скоротилась в 3,5 рази

Євросоюз затвердив восьмий пакет санкцій проти Росії

НБУ може переглянути прогноз по інфляції на поточний рік

LME обмежить нові поставки міді та цинку від російської УГМК

Нідерланди допускають перезапуск газового родовища Гронінген

СОТ очікує уповільнення темпів зростання світової торгівлі

ВСІ НОВИНИ ⇢