Реформу Укрзализныци необходимо вернуть на повестку дня

Точка зору Транспорт
Реформу Укрзализныци необходимо вернуть на повестку дня

Год 2021-й должен был быть многообещающим для украинской железнодорожной отрасли. «Укрзализныця» утвердила амбициозный инвестиционный план на сумму 27 млрд грн. Мининфраструктуры утвердило проект приказа о начале реформы «УЗ», согласно которому в структуре компании создавались два отдельных подразделения — «УЗ Карго», для управления грузоперевозками, и «УЗ Инфра», для управления инфраструктурой.

Однако реформа «УЗ» с треском провалилась, когда наблюдательный совет заблокировал все решения профильного министерства и прямо запретил правлению проводить какие-либо структурные изменения. И это при том, что 2020 год ж/д монополист закончил с рекордным убытком почти в 12 млрд грн. Мининфраструктуры особо не сопротивлялось: законопроект о железнодорожном транспорте убрали в дальний ящик, а НС инициировал очередную смену главы правления «Укрзализныци».

Вместо реформы «УЗ» бизнес получил очередное повышение тарифов на ж/д грузоперевозки. Первый этап повышения состоялся в середине августа, второй пройдет 1 января 2022 года. В совокупности ж/д логистика станет дороже для грузоперевозчиков на 30%. Дополнительные затраты бизнес в этом году составят 2 млрд грн, в следующем - 10 млрд грн. Большинство экспертов сходятся во мнении, что полученные средства будут потрачены неэффективно и частично разворованы.

В частности, так было в 2019-м, когда после повышения тарифов на грузоперевозки «УЗ» получила дополнительно 7 млрд грн. Однако инвестплан компании по итогам года был выполнен лишь наполовину. Скорее всего, так произойдет и в 2021 году, ведь никаких качественных изменений в «УЗ» не произошло. А вот для бизнеса повышение тарифов приведет к потере конкурентоспособности продукции. Особенно сильный удар будет нанесен по экспортерам, ведь на внешних рынках идет жесткая ценовая конкуренция.

Считаю, что Министерство инфраструктуры обязано вернуть вопрос реформирования «Укрзализныци» на повестку дня. В дополнении к разделению компании на самостоятельные структурные подразделения следует принять законопроект №1196-1 о железнодорожном транспорте. Это позволит демонополизировать сферу ж/д логистики и повысить инвестиционную привлекательность отрасли. По оценкам экспертов, потенциальный оборот рынка после реформы может достичь 80-100 млрд грн в год. Это мощный драйвер роста украинской экономики.

Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины

Новини

27 Червня 2022

Уряд готує скорочення видатків та підвищення акцизів на пальне

Україна і Молдова мають намір створити нові транзитні шляхи

Україна отримала від Японії 500 млн дол пільгового кредиту

В Китаї скорочується попит на сталь

З початку року США збільшили імпорт сталі на 18,4%

G7 працює над планом обмеження цін на російську нафту

З початку війни в Україні зареєстровано 51 тис нових бізнесів

Уряд Британії надасть 10 млн фунтів на відновлення української залізниці

Окупанти вкрали щонайменьше 400 тисяч тонн українського зерна

Ахметов подав позов до Європейського суду з прав людини проти росії

Лідери G7 обіцяють надання нової підтримки Україні

Росія допустила дефолт за зовнішнім боргом

Японія запроваджує нові санкції проти Росії

24 Червня 2022

Запорізькі металурги розглядають варіанти зі скороченням виробництва

Corum виготовить 28 транспортних візків для Павлоградвугілля

Укрзалізниця пропонує підвищити вантажні тарифи на 70%

ВСІ НОВИНИ ⇢