Реформу Укрзализныци необходимо вернуть на повестку дня

Точка зору Транспорт
Реформу Укрзализныци необходимо вернуть на повестку дня

Год 2021-й должен был быть многообещающим для украинской железнодорожной отрасли. «Укрзализныця» утвердила амбициозный инвестиционный план на сумму 27 млрд грн. Мининфраструктуры утвердило проект приказа о начале реформы «УЗ», согласно которому в структуре компании создавались два отдельных подразделения — «УЗ Карго», для управления грузоперевозками, и «УЗ Инфра», для управления инфраструктурой.

Однако реформа «УЗ» с треском провалилась, когда наблюдательный совет заблокировал все решения профильного министерства и прямо запретил правлению проводить какие-либо структурные изменения. И это при том, что 2020 год ж/д монополист закончил с рекордным убытком почти в 12 млрд грн. Мининфраструктуры особо не сопротивлялось: законопроект о железнодорожном транспорте убрали в дальний ящик, а НС инициировал очередную смену главы правления «Укрзализныци».

Вместо реформы «УЗ» бизнес получил очередное повышение тарифов на ж/д грузоперевозки. Первый этап повышения состоялся в середине августа, второй пройдет 1 января 2022 года. В совокупности ж/д логистика станет дороже для грузоперевозчиков на 30%. Дополнительные затраты бизнес в этом году составят 2 млрд грн, в следующем - 10 млрд грн. Большинство экспертов сходятся во мнении, что полученные средства будут потрачены неэффективно и частично разворованы.

В частности, так было в 2019-м, когда после повышения тарифов на грузоперевозки «УЗ» получила дополнительно 7 млрд грн. Однако инвестплан компании по итогам года был выполнен лишь наполовину. Скорее всего, так произойдет и в 2021 году, ведь никаких качественных изменений в «УЗ» не произошло. А вот для бизнеса повышение тарифов приведет к потере конкурентоспособности продукции. Особенно сильный удар будет нанесен по экспортерам, ведь на внешних рынках идет жесткая ценовая конкуренция.

Считаю, что Министерство инфраструктуры обязано вернуть вопрос реформирования «Укрзализныци» на повестку дня. В дополнении к разделению компании на самостоятельные структурные подразделения следует принять законопроект №1196-1 о железнодорожном транспорте. Это позволит демонополизировать сферу ж/д логистики и повысить инвестиционную привлекательность отрасли. По оценкам экспертов, потенциальный оборот рынка после реформы может достичь 80-100 млрд грн в год. Это мощный драйвер роста украинской экономики.

Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины

Новини

27 Вересня 2023

В Україні з'явиться екологічний податок на захоронення відходів видобувної промисловості

Україна отримає 250 млн дол на спецтехніку для розмінування

Росія постачала до Польщі вугілля попри діюче ембарго з боку ЄС

Попит на експорт української продукції морським шляхом поступово зростає

Liberty Steel зупинила коксові батареї на меткомбінаті в Австралії

Пілоти в Україні також готуються до польотів на F-16

Україна закликає Захід завдати ударів по виробництву шахедів в Ірані та Сирії - The Guardian

Дев’ять підприємств Метінвесту увійшли у рейтинг компаній з бездоганною репутацією

До законодавства запропонують внести зміни для розблокування роботи підсанкційних видобувних підприємств

Мексика перегляне антидемпінг щодо українського феросилікомарганцю

Vallourec закрила свій трубний завод в Німеччині

За 8 місяців українськими металургами вироблено 3,41 млн тонн прокату

На Донеччині окупанти видають ліцензії на видобуток українських надр

Уряд хоче заборонити відключати світло деяким категоріям громадян

УЗ ввела нові обмеження для одержувачів вантажів в Ізмаїлі

Розвинені країни повинні прискорити свій зелений перехід

ВСІ НОВИНИ ⇢