Только реформа сможет предотвратить банкротство Укрзализныци

Точка зору Транспорт
Только реформа сможет предотвратить банкротство Укрзализныци

Железнодорожный транспорт является ключевым элементом национальной системы логистики. Около 80% всех грузоперевозок осуществляется железной дорогой. Поэтому успешность работы украинского бизнеса во много зависит от оперативности и качества работы «Укрзализныци». К сожалению, здесь нам похвастаться нечем. Который год компания пребывает в кризисном состоянии из-за неэффективной работы топ-менеджмента и высокого уровня коррупции.   

Структура «УЗ» остается сложной и запутанной. В ней плотно переплелись несколько направлений бизнеса: пассажирские и грузовые перевозки, управление инфраструктурой, содержание вагонного хозяйства, ремонт и модернизация ж/д инфраструктуры. Убытки, полученные от пассажирских перевозок, постоянно субсидируются за счет прибыли от грузовых. Это затрудняет понимание общей финансовой ситуации в компании. К тому же на балансе «УЗ» находится множество непрофильных и ненужных активов: карьеры, скважины с питьевой водой, спортивные сооружения, и прочие объекты. 

По итогам 2020 года «Укрзализныця» получила почти 12 млрд грн убытков и оказалась на грани дефолта. Реализация самого негативного сценария могла привести к коллапсу всей транспортной отрасли. Таким образом речь идет о вопросе национальной безопасности. Ситуация в компании стала предметом расследования ВСК парламента, которая установила, что только из-за коррупции «УЗ» ежегодно теряет 8 млрд долл. На эти деньги можно было провести полное финансовое оздоровление компании и запустить реализацию масштабной инвестиционной программы по обновлению вагонного парка и модернизации ж/д инфраструктуры.

Министерство инфраструктуры, которое традиционно выступало за реформу «УЗ», к сожалению, утратило реформаторский настрой. Недавнее решение министерства о повышении тарифов на грузоперевозки на 30% наглядно демонстрирует, что реформа ж/д монополиста снята с повестки дня. Улучшить финансовое положение «УЗ» вновь пытаются за деньги бизнеса. В 2019 году такое уже было и не помогло. Дополнительные доходы бесследно растворились в черной дыре коррупции и бесхозяйственности. Деньги не помогут, если нет продуманного системного подхода.

«Укрзализныця» остается бомбой замедленного действия для украинской экономики. Если она взорвется, пострадают многие смежные отрасли, а также экономика в целом. Все негативные сценарии можно предупредить, если в ближайшее время начать структурную реформу компании. Считаю, что эта задача должна стать одной из приоритетных для правительства.

Сергей Магера, народный депутат Украины

Новини

16 Липня 2025

Влада Молдови попередньо схвалила продаж порту Джурджулешти Румунії

Vitol уклав багаторічну металеву угоду: $240 мільйонів за бразильську руду

П’ять держав ЄС незадоволені торговельною угодою з Україною

В українських портах заборонили завозити та розвантажувати добрива на основі аміаку

На Закарпатті збудують мультимодальний термінал із нафтобазою

УЗ оголосила рамкову угоду на постачання металопрокату до кінця 2026 року

Інфляція у США зросла найшвидшими темпами з початку року через мита Трампа

Промислове виробництво в ЄС у травні зросло

Ціни на залізну руду перевищили $100 за тонну

В Україні на третину зменшився попит на купівлю автобусів

Інтерпайп інвестує $120 млн у модернізацію виробництва залізничної продукції до 2032 року

Понад 50% пошкодженої генерації вже відновлено – Міненерго прозвітувало про підготовку до зими

США та Україна розпочали пошук адміністратора для інвестфонду відбудови

Росіяни знищили підприємство та пошкодили інфраструктуру у Кривому Розі

Німецька промисловість поступається Китаю

15 Липня 2025

Захист українців у ЄС продовжено до 2027

ВСІ НОВИНИ ⇢