Обновление наблюдательного совета — ключ к реформе Укрзализныци
Точка зору ТранспортРыба, как известно, портится с головы. Именно так, с неэффективных решений топ-менеджмента, начался развал «Укрзализныци».
В теории ж/д монополист должен приносить государству прибыль. Но с «УЗ» это правило не работает. По итогам 2020 года компания понесла убытков почти на 12 млрд грн. За первое полугодие 2021 года — 1.4 млрд грн. Коррупция, которая по оценкам ВСК ВР только на закупках стоит «УЗ» 8 млрд грн в год, критические ошибки в управлении, содержание непрофильных активов и убыточные пассажирские перевозки — все это шаг за шагом приближает компанию к дефолту.
В столь бедственное положение «Укрзализныця» попала во многом благодаря бездействию последнего наблюдательного совета. Он запомнился тем, что запретил проводить структурную реформу, инициированную Министерством инфраструктуры. Еще одним одиозным решением НС стала отмена пролонгации кредитного договора с ЕБРР на строительство и обновление вагонного парка. В результате «УЗ» осталась без денег на закупку новых вагонов и локомотивов, а государству пришлось заплатить банку неустойку в размере 85 млн грн за неиспользованный кредит.
Несмотря на хроническую убыточность компании, члены НС позаботились о высоких вознаграждениях за свою «работу». Их зарплаты колебались в пределах 350-600 тыс грн в месяц. Члены наблюдательного совета в период своего профессионального бездействия не забывали хорошо кушать: в 2020 году государственные расходы на их питание превысили 2 млн грн. Но еще больше члены НС «УЗ» любили летать: на оплату авиаперелетов ушло 5 млн грн. Работать наши герои не любили от слова совсем: проверка показала, что каждого пятого запротоколированного заседания НС на самом деле не было.
Увольнение 6 из 7 членов наблюдательного совета «Укрзализныци» дало надежду на перемены к лучшему. Однако попытка Мининфраструктуры вернуть в НС журналиста Сергея Лещенко настораживает. По оценкам экспертов, этот господин в бытность членом набсовета «УЗ» полностью провалил борьбу с коррупцией, за которую был ответственен.
Уверен: времена, когда в топ-менеджмент крупных госкомпаний назначали ничего непонимающих любителей, должны остаться в прошлом. В НС «УЗ» должны прийти опытные профессионалы, которые смогут начать и успешно провести структурную реформу компании и вывести ее из убытков.
Сергей Магера, народный депутат Украины
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram