Промедление с реформой Укрзализныци может похоронить транспортную отрасль
Точка зору Транспорт«Укрзализныцю» продолжают разворовывать и разваливать изнутри. Согласно оценке Госаудитслужбы, в 2017-2020 годах топ-менеджмент компании допустил разного рода нарушений на общую сумму 61,4 млрд грн. Самыми большими проблемами компании остаются неэффективное управление и коррупция.
Из отчета ВСК ВР по «УЗ» следует, что из-за коррупции компания ежегодно теряет не менее 8 млрд грн. Затягивание с проведением структурной реформы обрекает «УЗ» на постоянные убытки от пассажирских перевозок. По итогам 2020 года они составили 13 млрд грн.
Руководство «УЗ» не показывает успехов в решении проблемы непрофильных активов. Сегодня 25 из 34 структурных подразделения ж/д монополиста являются непрофильными. Через них ежегодно генерируются убытки, которые покрываются за счет таких прибыльных направлений, как грузовые перевозки.
Финансовые результаты «Укрзализныци» за первое полугодие 2021 года показывают, что назначение нового главы правления не дало положительных результатов. В указанный период было зафиксировано снижение объема перевозок и падение цен на электроэнергию. Тем не менее, в отчете компании административные расходы выросли на 122 млн грн (или на 30%), а расходы на топливо и э/э — на 1,6 млрд грн (на 25%).
Абсолютно ничего не сделано, чтобы вывести «УЗ» из долгового кризиса. На компании тяжелым грузом висят последствия реструктуризации кредита на сумму 323 млн долл, полученного от «Сбербанка РФ». Правление и наблюдательный совет совместными усилиями умудрились реструктуризировать этот долг под 11,5%, тогда как ставка по валютным кредитам в Украине составляет в среднем 3,5%. В результате «УЗ» ежегодно переплачивает российскому банку 28 млн долл, что составляет более 1 млрд грн.
Если «Укрзализныця» огласит дефолт, это парализует всю транспортную отрасль. Последствия для экономики будут катастрофическими. Медлить с реформой «УЗ» больше нельзя. Призываю правительство побыстрее провести назначение уволенных членов НС и начать структурную реформу. Разделение на несколько самостоятельных филиалов даст возможность провести финансовое оздоровление «УЗ» и сделать ее прибыльной.
Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram