Реформа не с той стороны

Точка зору Транспорт
Реформа не с той стороны

Среди них стоит выделить особую категорию – экспортеров, так как 80% всех экспортных грузов сегодня доставляется в морские порты железной дорогой. Экспортеры – главные заказчики «Укрзализныци» по части грузовых перевозок, поэтому их мнение должно быть услышано при выборе того, как именно проводить обновление подвижного состава.

Железнодорожная инфраструктура Украины крайне изношена. Средний уровень износа вагонов составляет 90%, еще хуже ситуация с износом локомотивов. Электровозы в среднем устарели на 94%, тепловозы – на 98%.
На мой взгляд, логично было бы обновление подвижного состава начать со строительства новых локомотивов, ведь без них даже новые вагоны не поедут. Такого же мнения придерживаются украинские грузоотправители.

К сожалению, Мининфраструктуры придерживается другой логики, министерство не интересует мнение бизнеса. Яркое тому подтверждение – проект приказа МИУ об ограничении срока эксплуатации грузовых вагонов до 22 лет. Тот факт, что чиновники решили начать именно с вагонов, сам по себе вызывает немало вопросов. Например, где логика? Но хуже другое, данный документ, по всей видимости, готовился без просчетов последствий для украинской экономики.

По прогнозам экспертов, если данный приказ вступит в силу, единовременно будут списаны 75 тыс грузовых вагонов. В их числе будут списаны 63% всех полувагонов и 100% зерновозов. Первыми преимущественно пользуются компании ГМК (1/3 украинского экспорта), вторыми – компании АПК (еще 1/3 украинского экспорта). Не сложно предположить, что в этом случае в сфере экспортной логистики возникнет коллапс.

Невозможность выполнить экспортные контракты приведет к вынужденному простою или полной остановке предприятий. Бюджеты всех уровней потеряют налоговые поступления, а работники – рабочие места и возможность обеспечивать семьи. По предварительным оценкам, прямые потери от коллапса грузовых ж/д перевозок составят 2 млрд долл. Это очень большая сумма по меркам украинской экономики, такие убытки могут спровоцировать общеэкономический кризис.

Экспортеры и эксперты прекрасно понимают, откуда «растут уши» этой реформы. Скорее всего, чиновники МИУ стараются пролоббировать подряды на строительство вагонов для собственников вагоностроительных заводов. Цена вопроса – 107 млрд грн. Проблема в том, что даже при 100%-м финансировании, которое невозможно из-за отсутствия денег в бюджете и в «УЗ», чтобы заменить выбывшие вагоны, заводам придется работать не менее 5 лет. За это время Украина полностью потеряет свой экспорт.

Более 200 крупных украинских компаний и бизнес-ассоциаций призвали власть отказаться от инициативы Мининфраструктуры. Более убедительного аргумента быть не может. Если власть закроет глаза на этот призыв бизнеса, то можно будет утверждать, что чиновники вступили в коррупционный сговор с вагоностроителями.

Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины

Новини

19 Квітня 2024

Розвиток зеленої енергетики підштовхує світовий попит на мідь

Німеччина готова інвестувати в ключові галузі української економіки

Туск закликав фермерів припинити блокування кордону з Україною

Вже навесні повернуться графіки відключення світла по всій Україні

В березні українська економіка зросла майже на 5%

Безпеку українського морського коридору посилять

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

ВСІ НОВИНИ ⇢