Укрзализныце нужно срочно взяться за инфраструктуру
Точка зору ТранспортУкраинская железная дорога стремительно приходит в негодность. Это вызывает рост аварийности и снижение пропускной способности для перевозки грузов. Последнее оборачивается убытками для бизнеса и значительно ограничивает возможности экспортеров, которые 80% всех грузов сегодня перевозят по железной дороге. Происходит все это потому что руководство «Укрзализныци» не может понять одну простую вещь: средства в первую очередь необходимо вкладывать не в вагоны, а в ремонт и реконструкцию ж/д полотна. Потому что по неисправным путям не смогут ездить даже самые современные локомотивы и вагоны.
Состояние путей стремительно ухудшается. По официальным данным, с 2018 года по июнь 2021 года протяженность путей, требующих капитального ремонта и реконструкции, увеличилось на 1,5 тыс км, или на 15%. Таким образом, по состоянию на первое полугодие текущего года протяженность таких путей в Украине составила 11,6 тыс км или треть из всех существующих. Из них почти 3 тыс км требуют немедленной реконструкции, а 8,6 тыс км – капитального ремонта.
Руководство «УЗ» прекрасно знает эту статистику, но не спешит исправлять ситуацию. За указанный период годовой объем ремонта путей уменьшился в 5,6 раз. В 2020 году было отремонтировано всего 47,8 км! С капремонтами ситуация еще хуже: за первое полугодие 2021 года в Украине было капитально отремонтировано 30,6 км ж/д путей, что составляет 0,3% (!) от потребности.
Интересный факт: в 2020-2021 годах руководство «УЗ» при составлении годовых планов включало в них капитальный ремонт путей менее чем на 1% от потребности. Но даже этот мизерный показатель по итогу не был выполнен.
Аналогичная ситуация сложилась с реконструкцией. За последние три года ее объем уменьшился в 2,5 раза. За 6 месяцев 2021 года в Украине реконструировано всего 119 км пути, что составляет 4% от потребности. Годовые планы «УЗ» по проведению реконструкции путей покрывают в лучшем случае 16% от потребности, да и те хронически не выполняются.
Халатное отношение руководства «УЗ» к проблеме ремонта и реконструкции путей в конечном счете приводит к росту аварийности. Только за первое полугодие 2021 года в Украине произошло 79 ж/д аварий и одна катастрофа, что на 43% больше, чем в 2020 году.
Приведенные факты наглядно показывают: проблема, которую необходимо неотложно решить – это улучшение качество ж/д путей. Из-за их плохого технического состояния «УЗ» вводит режимы ограничения скорости поездов на отдельных участках, что приводит к росту количества аварий и уменьшению скорости доставки грузов. С 2015-го по 2020-й общая протяженность участков с ограничением скорости увеличилась с 300 до 850 км.
Считаю, что руководству «УЗ» следует прислушаться к мнению экспертов: если в ближайшие пять лет не решить вопрос модернизации ж/д путей, новые вагоны и локомотивы не смогут спасти украинскую железную дорогу от развала. В итоге пострадает не только транспортная отрасль, но и весь украинский бизнес, который столкнется с серьезными логистическими проблемами.
Константин Бондарев, народный депутат Украины
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram