Укрзализныця тормозит развитие экспорта
Економіка Металургія Точка зоруВ 2021 году «Укрзализныця» превратилась в серьезную проблему для бизнеса. Компания продолжила стремительно терять свои основные конкурентные преимущества – дешевизну и скорость доставки грузов. Вместо проведения структурной реформы «УЗ» власть попыталась решить финансовые проблемы компании с помощью повышения тарифов, то есть за счет украинских предпринимателей.
В середине августа прошлого года «УЗ» повысила тариф на грузовые ж/д перевозки грузов 1-го и 2-го классов (в том числе железной руды) на 8%. Согласно данному решению, с начала 2022 года тариф вырос еще на 20,4%. Свою лепту в рост тарифов внесло Министерство инфраструктуры. В ноябре 2021 года МИУ приняло решение о повышении со 2 января 2022 года тарифов «УЗ» на грузовые перевозки первого тарифного класса (в том числе железной руды и угля).
После этого железнодорожные перевозки грузов можно считать дешевыми лишь условно. Обещание главы правления «УЗ» Камышина о том, что в этом году компания планирует воздержаться от дополнительного повышения грузовых тарифов, вряд ли может успокоить бизнес. Ведь, как известно, у МИУ и самой «Укрзализныци» семь пятниц на неделе.
Итогом роста тарифов в 2021 году, согласно оценкам «УЗ», стало удорожание доставки грузов на 1,5–2 долл/т, что весьма болезненно для бизнеса, который по прихоти власти получил в 2022-м еще и значительное повышение налогового бремени (закон №5600). По оценке экспертов, за последние пять лет тарифы на грузовые ж/д перевозки в Украине выросли на 200%, при этом суммарная инфляция составила всего 50%.
Ситуация со скоростью доставки грузов также ухудшается. По итогам 2021 года она была худшей за последние три года. Критически важный для бизнеса показатель – срок оборачиваемости вагонов «УЗ» в среднем вырос на 20%. Хуже всего дело обстояло с зерновозами, срок оборачиваемости которых возрос с 5–7 до 25 суток. Из-за перебоев с доставкой сырья в ноябре прошлого года на несколько дней вынужден был остановиться крупнейший производитель бетона – «Ковальская».
Очевидно, что качество ж/д логистики для бизнеса в 2021 году значительно ухудшилось. В первую очередь это бьет по экспортерам, которые доставляют посредством железной дороги около 80% всех грузов. Эксперты считают, что наибольшие убытки от бесхозяйственности «УЗ» получили предприятия ГМК и АПК, обеспечивающие вместе 2/3 украинского экспорта. В середине декабря 2021 года в статусе заброшенных или временно задержанных находилось около 300 грузовых поездов. Считаю, что данная ситуация требует немедленного вмешательства Кабмина.
Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram