Обвинили ЛОХа
Точка зоруВ расследовании причин аварии на российской подлодке «Нерпа», появился первый подозреваемый. Это матрос-контрактник Дмитрий Гробов. По версии следствия, именно он включил систему пожаротушения, убившую 20 человек.
Трюмного матроса-контрактника подозревают в том, что он вручную откалибровал датчик системы пожаротушения, изменив показания с 30 градусов Цельсия до 78, а на вопрос системы – «задействовать ли ЛОХ?» (лодочная объемная химическая защита. – «24»), ответил утвердительно. Причем сделал это просто со скуки.
Сейчас Дмитрий арестован. За «причинение смерти по неосторожности двум и более лицам» ему грозит до пяти лет тюрьмы. При этом его сослуживцы утверждают: матрос невиновен. А пресса намекает, что в случае доказательства аварии по техническим причинам лодку будет сложнее сдать в аренду Индии.
РАЗОГНАЛ СКУКУ ФРЕОНОМ
Напомним, 8 ноября в 20.30 по местному времени новенькая атомная подлодка К-152 «Нерпа» проходила ходовые испытания в Японском море. Внезапно на ней сработала система автоматического пожаротушения ЛОХ. В случае если она фиксирует резкое повышение температуры в каком-то отсеке лодки, она выбрасывает в него газообразный фреон, хладон-22. Этот инертный газ быстро тушит огонь. Экипажу в таких ситуациях надо покинуть отсек либо использовать индивидуальные дыхательные устройства (ИДА). Однако когда на «Нерпе» сработала ЛОХ, спастись удалось не всем. Возможно, это связано с тем, что на ходовых испытаниях на лодке было 208 человек – притом, что она рассчитана на 73 члена экипажа. Ненормальным выглядит и то, что фреон поначалу пошел в отсеки в необычно большой концентрации, причем не только в газообразном, но и в жидком виде. В итоге пострадали даже те, кто успел подключиться к ИДА – попадание жидкого фреона на кожу вызывает обморожение.
Поначалу в качестве основной версии аварии эксперты называли именно техническую неполадку. На это указывало то, что система пожаротушения «Нерпы» и раньше работала не идеально. Однако ряд российских изданий, ссылаясь на свои источники, утверждают: сейчас следствие рассматривает как основную версию «человеческий фактор».
ЭКСПЕРТЫ СОМНЕВАЮТСЯ
В этой версии очень сомневается член Санкт-Петербургского клуба подводников, капитан 2-го ранга, попросивший «24» не называть его имя. «Такое возможно лишь в одном случае – если бы Гробов был американским шпионом, десять лет назад внедрившимся на Тихоокеанский флот, – иронизирует эксперт. – Он служит с 2003 года, он опытный моряк. Он даже теоретически не мог не знать, как работает ЛОХ. Не мог играть с приборами. Не мог сделать это незаметно. В любом случае, когда срабатывает ЛОХ, система управления «Молибден» передает сигнал на центральный пункт управления – а там хотя бы вахтенный заметил бы!» Эксперт считает, что «здесь техническая неисправность ЛОХа наложилась на человеческий фактор – переполненную лодку с большим количеством гражданских. Нерпа – от рождения старая, ее очень долго строили. Достраивали молодые, не очень опытные специалисты, ударными темпами. Даже то, что в итоге фреон оказался частично жидким, указывает – либо баллоны с ним были просрочены, либо не работал распылитель. А второй отсек – жилой. Там в тот момент находилось много гражданских из сдаточной команды, многие оказались не готовы к таким ситуациям – вот и результат».
После ходовых испытаний АПЛ «Нерпа» планировалось передать Индии в десятилетнюю аренду. Индийская сторона, впрочем, пока никак не комментирует ни саму аварию, ни ход ее расследования. Хотя не исключено, что лодка, которая еще на ходовых испытаниях похоронила 20 человек, могла потерять привлекательность и в глазах заказчика.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram