Борис КОЛЕСНИКОВ: «Я думал, что Арсений Яценюк – это Обама, а он оказался Горбачевым!»

Точка зору

С одним из самых загадочных народных депутатов – Борисом Колесниковым мы встретились в старинном киевском особняке на улице Липской, где расположена приемная регионалов. Кабинет депутата настолько велик, что в его глубинах я не сразу замечаю невысокого и подтянутого политика. Он приглашает присесть, и я оглядываюсь вокруг. Стены окрашены в светлые тона, массивная (наверняка дорогая) мебель расставлена так умело, что не притягивает к себе взгляд. Да что там говорить – в комнате нет вообще никаких излишеств. Видимо, Борис Викторович не привык расслабляться на работе. А может быть, не хочет, чтобы вещи (как часто это бывает) выдавали свойства его характера. Он настолько закрытый человек, что очень редко дает интервью. А для публичного человека это необычно. Поэтому первый вопрос напрашивается сам собой.

«Люди просто не понимают, что произошло»

– Борис Викторович, почему вы не жалуете представителей СМИ?

Явно не ожидавший такого поворота, народный избранник улыбается:

– Потому что не хочу утомлять журналистов и читателей. Если я буду говорить с прессой ежедневно, мои слова обесценятся. Но «Комсомолку» я очень люблю. Как и большинство людей моего поколения, начал читать ее еще в юности и продолжаю по сей день.

– Главная интрига последних дней – отставка спикера Арсения Яценюка. Почему Партия регионов так добивалась ухода молодого политика с этой должности?

– Потому что он фальсифицировал один из важнейших законов, – жестко отвечает Борис Колесников, и улыбка тут же слетает с его лица. – Люди просто не понимают, что произошло. Для этого нужно разбираться в экономике и понимать, что такое привязка к инфляции и что такое привязка к прожиточному минимуму. По сути произошла подмена терминов, в результате чего каждый из малоимущих лишится 200 гривен в месяц.

– Уж не хотите ли вы сказать, что Арсений Яценюк не разбирается в экономике?

– Нет, конечно. Он все прекрасно понимает. Но он, вероятно, думал, что, если мы не выполним это условие, нам могут не дать кредит МВФ. И вместо того чтобы отстоять свою точку зрения в парламенте, решил воспользоваться служебным положением и подменил документы.

– Допустим. Но почему нельзя было обойтись без скандала? Ведь спикер уже написал заявление об отставке еще полтора месяца назад…

– А это вы у него спросите! – восклицает собеседник. – Я вообще в нем разочарован. Так и напишите, пожалуйста. Это же дикие вещи: парламент пытается рассмотреть собственное заявление Арсения Яценюка, а он неожиданно начинает цепляться за кресло. Вероятно, не понимает: политик должен быть последовательным в своих решениях и поступках.

Признаюсь, что раньше сравнивал его с Бараком Обамой. Думал, вот политик нового поколения. А теперь понял: он Михаил Горбачев.

«Я не верю в возможности действующего правительства»

– Итак, у парламента спикера больше нет. Соответственно, подписывать принятые депутатами документы некому. Что дальше? Выборы? А как же мировой финансовый кризис? Кто будет с ним бороться?

– По-хорошему, надо дать Кабмину время на поиски путей выхода из кризиса. Но в то же время я не верю в возможности действующего правительства. Они не смогут преодолеть кризис. Во-первых, об этом нужно было думать еще весной. Ведь уже тогда инфляция в среднегодовой оценке могла составить 30%, хотя о мировом кризисе речь не шла. Во-вторых, многие вещи (особенно отрицательный торговый баланс в пользу импорта) уже можно было преодолеть. В таком случае кризис все равно бы был. Но не такой глубокий, как сейчас.

– А может быть, вы не видите возможностей создать новую коалицию в парламенте? Не в этом ли все дело?

– Это болезненный вопрос. И я действительно думаю, что любой формат коалиции в этом созыве – циничный обман избирателей. Каждый шел в Раду со своими принципами, и сейчас я не вижу, каким образом можно слепить коалицию.

– Проще говоря, Партия регионов готовится к выборам. Можете ли вы назвать первую десятку из нового списка?

– Не могу. Такого списка пока не существует. Ясно только, что нашу партию возглавит лидер – Виктор Янукович. А все остальные кандидатуры будут сначала обсуждаться с областными организациями, а потом на президиуме политсовета.

В парламент пойдут те, кто принесет наибольшую пользу и будет пользоваться любовью избирателей.

– Хорошо, поставим вопрос по-другому. В первой десятке будут новые лица?

– Ну, раз Тарас Чорновил вышел из партии, значит, будут. Но кто именно, я пока сказать не могу.

«Мы Табачника в Раду послали заниматься не тем, чем он занимается»

– Если выборы будут, когда, по вашим прогнозам, они могут состояться?

– Зимой или в начале весны. Мне тяжело делать прогнозы. Многое зависит от власти, от действий правительства. Мы же эти выборы не организовываем.

– В интервью «Комсомолке» Тарас Чорновил заявил, что покинул «регионы» из-за срыва сентябрьских переговоров о создании коалиции с БЮТ.

– Я не знаю мотивов Чорновила. Но могу сказать, что объединение с БЮТ было невозможно по ряду причин. Прежде всего из-за позиции самого БЮТ. В ходе выборов в парламент эта партия не раз заявляла: она никогда не будет блокироваться. Да, у нас были переговоры и консультации. Но никаких документов мы не подписывали.

– Тарас Вячеславович также заявил, что в сентябре на позицию партии повлияло руководство крупной компании-энергопоставщика. Правда ли это?

– Тарас Чорновил пришел в нашу партию в самый сложный момент и, конечно, заслуживает уважения. Но это неправда. Если бы так было, то уже не было бы партии.

– А если все же выборов не будет. Какой формат коалиции возможен для регионалов? Политологи прогнозируют, что вы можете объединиться с «Нашей Украиной», Блоком Литвина и коммунистами…

– Это слишком оптимистичный расклад. Вряд ли такое возможно. У нас есть прямая, всем ясная партийная линия. И поэтому мы сильные.

– Политологи часто называют вас серым кардиналом. Мол, главный интригант в «регионах» не кто иной, как Борис Колесников. Говорят, именно из-за вас собрался написать заявление о выходе из партии Дмитрий Табачник…

– Во-первых, Виктор Федорович ясно всем сказал: кроме Тараса Чорновила, никто заявлений не писал. Во-вторых, я интриги не плету. И скрытого конфликта с Табачником у меня нет. Я по этому поводу уже делал публичное заявление. Если хочет, пусть пишет. На здоровье. Его в Раду послали русский язык защищать и реформировать здравоохранение, а не заниматься тем, чем он занимается.

– Вы до сих пор дружны с секретарем Совбеза Раисой Богатыревой? Даже несмотря на ее выход из рядов ПР?

– Конечно, мы общаемся. Вы же знаете, я был против ее выхода из партии. Кстати, эта история тоже не обошлась без Дмитрия Табачника.

«Мы выиграем эти выборы»

– Раскройте тайну, которая сейчас многих интересует. Что связывает президента Виктора Ющенко и Леонида Черновецкого?

– Сложно сказать, что их объединяет, – после небольшой паузы отвечает политик. – Они были народными депутатами в одном созыве, у них обоих либеральные взгляды.

– Мэр столицы уже заявил о своих планах баллотироваться на досрочных выборах в Верховную Раду. ПР может объединиться с его политической силой?

– Сложно сказать. Если они пройдут в парламент (а в Киеве у Черновецкого рейтинг высокий) – тогда и будем думать. По вопросам местного самоуправления Леонид Черновецкий разделяет нашу идеологию. А это очень важно.

– Сейчас много говорят: чтобы выйти из политического и экономического кризиса, политики должны забыть свои амбиции и распри и объединиться. При каких условиях Виктор Янукович может отказаться, например, от премьерства?

– А почему он должен отказываться, ну скажите мне? – мой собеседник повышает голос и непроизвольно сжимает кулаки. – Он лидер самой большой партии, самой большой фракции. Все соцопросы показывают, что мы выиграем эти выборы! Почему в таком случае Юлия Тимошенко не должна отказаться?

Виктор Янукович – самый рейтинговый политик в стране. Он должен идти, побеждать и выводить страну из коллапса. Если он откажется, то люди расценят этот шаг как слабость и трусость.

«Увольнять людей – это не выход»

– Вам удалось сделать головокружительную карьеру. От продавца Куйбышевского отдела рабочего снабжения ПО «Донецкуголь» до богатейшего человека страны. Как экономист и бизнесмен, какие вы видите пути выхода из экономического кризиса?

– Деньги – это кровь экономики, – не задумываясь, отвечает Борис Колесников. Беседа на экономические темы ему явно ближе, чем обсуждение распрей в парламенте. – Поэтому прежде всего надо спасти банковскую систему. Вернуть к ней доверие граждан. А банковская система в свою очередь поможет реальному сектору. Без банков не смогут работать ни заводы, ни фабрики.

– В последнее время активно обсуждается вопрос о том, что необходимо спасать горно-металлургическую отрасль. Например, снизить налоги…

– Не надо помогать металлургам и химикам снижать налоги и регулировать цены. Более 80% предприятий Украины экспортирует металл, и действия сегодняшнего правительства могут вызвать антидемпинговые расследования. А это может привести к тому, что пострадает украинский экспорт. Такие шаги были бы правильными, если бы государство купило всю металлопродукцию и тем самым обеспечило работой и средствами металлургов.

А так мы остаемся открытыми и должны быть осторожными, чтобы продолжать экспортировать. Тем более что успешного опыта антидемпинговых расследований у нашей страны нет.

– Что же в таком случае надо делать?

– Нужен госзаказ. Необходимо строить инфраструктуру (дороги, мосты и др.) и тем самым загрузят заводы и фабрики работой. Тем более накануне Евро-2012. Поймите, если идет строительство инфраструктуры, банки продолжают финансировать ипотеку, строители возводят жилье, людям платят зарплату, в казну поступают налоги, государство нормально функционирует. А если мы просто помогаем какой-то одной отрасли, то эта помощь оказывается неэффективной. Это же не решает всех проблем.

– Но вы уже говорили, что не верите в способность нынешнего правительства справиться с кризисом…

– Этот Кабмин допустил много ошибок. Но исправить все можно. Просто надо работать, а не делать популистские заявления.

Меня, например, очень настораживает такой тезис: «Украинские металлурги продают продукцию по мировым ценам, а зарплаты получают в 10 раз меньше, чем их коллеги из развитых стран». Но позвольте, почему не объяснить людям: в европейских государствах металлургов в 20-30 раз меньше, чем у нас. На заводе, который выпускает продукцию, равную товару двух Криворожсталей, работают шесть с половиной тысяч человек. Так чего они хотят? Чтобы владельцы предприятий выставили за порог сотни тысяч людей, а оставшимся десяти тысячам дали европейскую зарплату? Конечно, когда-нибудь так и будет. Но прежде предприятия нужно технологически усовершенствовать. А также создать новые рабочие места для граждан.

– Правительство также озвучивало мысль о национализации металлургических заводов…

– Это еще одно заблуждение. Кабмин должен понять, сейчас металл не продается. Неважно, частным заводом он выпущен или государственным. Потому что европейские банки не финансируют инфраструктурные проекты. Все в настороженности после дефолта фондового рынка и дефолта на рынке ипотечных кредитов. Это не есть спасение.

– Простому человеку, который не разбирается в экономике, сложно оценить истинные масштабы внутригосударственного кризиса. Тем более мирового. Насколько тяжела сейчас ситуация? Действительно ли мы стоим на пороге катастрофы?

– Этот кризис, к сожалению, ударит очень серьезно. Не будет заказов у предприятий, и люди останутся без работы. Мы стоим уже на пороге беды. А Кабмин продолжает всех успокаивать. Они уже говорили: мы сильная страна и финансовый кризис нас обойдет. Ровно через два дня в банках закончились деньги и перестали выдавать депозиты.

– Сейчас на многих предприятиях идет сокращение штатов. Ваша компания «КОНТИ» будет увольнять людей?

– Нет. Мы рассчитываем любой ценой сохранить производство и кадры. Поэтому уже достали из сундуков рецептуру сладостей 90-х годов. Тогда доходы у граждан были ниже и продукция соответственно была дешевле. Увольнять людей – это не выход.

– Недавно на ток-шоу «Свобода» на канале «Интер» ведущий – министр внутренних дел Юрий Луценко – предложил для выхода из экономического кризиса ввести налог на роскошь. Вы ведь тоже не бедный человек. По оценке журнала «Фокус», опубликованной в феврале 2008 года, ваше состояние достигло $470 млн, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на $250 млн. А эксперты журнала «Корреспондент» несколько месяцев спустя насчитали у вас активов на $271 млн и присвоили 50-е место в своем рейтинге богатейших соотечественников. Что вы можете сказать по этому поводу?

– Я готов платить любые налоги. Но было бы логичнее, если бы Луценко вел не серьезное политическое ток-шоу, а Comedy club. Качества этого министра не позволяют ему вести даже КВН. Это уже более осмысленная передача. Может быть, конечно, что он все еще ищет свое место в жизни.

«В тюрьме я не сломался»

– 6 апреля 2005 года вы были задержаны по обвинению в вымогательстве чужого имущества с угрозой убийства. Дело касалось акций донецкого торгового центра «Белый лебедь». Его бывший директор Борис Пенчук утверждал, что он и его семья были вынуждены продать за бесценок акции центра, так как опасались за свою жизнь. Но позже обвинения с вас сняли. А Борис Пенчук был привлечен к уголовной ответственности за вымогательство и заведомо ложное сообщение о совершении преступления. В связи с этим хочется задать вам очень личный вопрос. Вы часто вспоминаете дни, проведенные в СИЗО? Насколько серьезной психологической травмой для вас явился арест?

– Очень серьезной. Но я там не сломался. Стал сильнее. Это точно.

– В октябре 2007 года Борис Пенчук заявил, что бывший министр МВД Украины Юрий Луценко использовал его для фабрикации уголовного дела против вас. Тогда вы пообещали привлечь Юрия Луценко к ответственности за ложные обвинения. Но так ничего и не сделали…

– Я же не прокурор, чтобы привлекать к ответственности. Сейчас идет суд над Борисом Пенчуком. Если он забудет сказать в судебном заседании, что Юрий Луценко с группой высокопоставленных чинов из МВД принудили его оболгать меня, я сделаю это сам.

– То есть этот вопрос для вас еще не закрыт?

– Если я не смогу доказать виновность Геннадия Москаля, Виктора Шокина и Юрия Луценко в организации акции по отъему имущества и уничтожению крепких бизнесменов юго-востока, а также политических конкурентов (да-да, их интересовала не только моя персона!), я сделаю это в Страсбурге в Европейском суде. Я по этому поводу уже консультировался с Сергеем Головатым. Он сказал, что поможет оформить все необходимые документы. Вы только подумайте, ведь это же делали представители высшего эшелона власти!

КСТАТИ

Немного о личном

– С юности вы дружите с Ринатом Ахметовым. А сегодня вы с ним часто встречаетесь семьями? Возможно, вместе проводите праздники?

– К сожалению, работа занимает очень много времени. Но иногда нам все-таки удается встретиться. Например, мы вместе ходим на футбол.

– А ваши дети общаются?

– Редко. Они знакомы, но учатся в разных странах.

– Как вы проводите свободное время?

– Иногда удается выбраться в театр. Во время отдыха люблю кататься на лыжах. А пару лет назад был с семьей в цирке на Цветном бульваре в Москве. Я тогда решил, что мастерство прекрасных актеров меркнет перед умением наших депутатов из Верховной Рады.

– Какой самый запоминающийся подарок вы получили за последние два-три года?

– Моя младшая дочь Катюша, ей всего четыре годика, нарисовала мне в подарок картинку.

– И что она изобразила?

– Нас с женой, очень счастливых.

Новини

13 Червня 2025

Велика Британія та США обговорюють зниження тарифів на авто та сталь

Промышленное производство в ЕС сократилось на 1,8%

Укренерго планує зменшувати борги за зелену енергію

Через вуглецеве мито Україна ризикує втратити зовнішні ринки і ключові виробництва — Кінах

Група Ярославського здобула майже повний контроль над Сухою Балкою

Україна закликає FATF визнати РФ фінансовим спонсором режиму КНДР

США не погодилися дати Україні додаткові $300 млн

Індійський гігант відкриває нову еру екологічної сталі з запуском GreenEdge

АРМА отримало на реалізацію арештований російський корабель

Пісторіус обіцяє збільшити військову допомогу Україні на 1,9 млрд євро

Астропрогноз для сміливих. П’ятниця 13-го: день, коли навіть складне стає можливим

12 Червня 2025

Канада готує удар по демпінгу сталі: уряд обіцяє підтримку вітчизняним виробникам

Енергетична трансформація вимагає сталі, але виробники не витримують витрат

США скасовують кліматичні вимоги до електростанцій

Аукціон із приватизації Сумихімпрому не відбувся

Збитки природі внаслідок бойових дій в Україні перевищують $94 млрд 

ВСІ НОВИНИ ⇢