Нацбанк обогатил свой словарный запас
Точка зоруВалютный аукцион оказался стандартной интервенцией.
Национальный банк вчера впервые провел интервенции в форме валютного аукциона, объявив прием заявок в диапазоне 5,88 грн/$ плюс-минус 2%. Однако НБУ снова продавал валюту по единому курсу – 5,98 грн/$, повысив официальный курс на сегодня до 5,99 грн/$. Банкиры не видят преимуществ такого аукциона, так как он противоречит работе прямого межбанковского рынка, когда банк обязан покупать валюту по установленному клиентом курсу. Но даже такие интервенции позитивны, поскольку могут снять ажиотаж на наличном рынке.
Вчера Нацбанк сообщил кредитным учреждениям об изменении правил проведения интервенций на межбанковском валютном рынке. Согласно письму НБУ #13-117/5296-16095, регулятор вместо интервенций по единому курсу впервые решил провести валютный аукцион. Банки могли подать до 14.00 в НБУ неудовлетворенные на прямом рынке заявки, по которым регулятор обещал продать валюту до 17.00. Курс заявок был определен в пределах 5,8854 грн/$ (официальный курс на 19 ноября) плюс-минус 2%. При этом кредитные учреждения должны были указать курс с точностью до сотых. Банк мог подать несколько заявок по разным курсам (минимальная сумма заявки – $100 тыс.), но если учреждения предлагали одинаковый курс при нехватке средств НБУ, то они должны были распределить объем интервенций регулятора пропорционально между собой.
Предполагалось, что в ходе аукциона заявки будут удовлетворяться начиная с наивысшего курса в порядке снижения вплоть до полного использования объема интервенции. Однако регулятор продавал доллар по единой для всех цене – 5,98 грн/$, тогда как диапазон составлял 5,77-6,00 грн/$. "Мы на аукционе установим границу отсечения и удовлетворим все заявки. И ни один банк не сможет сказать, что у него нет валюты. Когда проанализируем заявки и предложенную банками сумму, посмотрим, насколько этот шаг окажется результативным. В зависимости от этого изменится официальный курс",– объяснил Ъ первый заместитель главы НБУ Анатолий Шаповалов. На 20 ноября официальный курс Нацбанка повышен до 5,9936 грн/$. Таким образом, наличный курс не может быть выше 6,0835 грн/$, но банки дополнительно взимают комиссию до 5% (см. справку).
Новому формату работы НБУ на межбанке предшествовало определенное затишье: 14 и 17 ноября Нацбанк продавал мало валюты, 18 ноября не выходил на рынок, спровоцировав скачок доллара до 6,2 грн/$. По данным UkrDealing.com, 19 ноября торги на межбанке открылись на уровне 5,8999/6,1000 грн/$, а к 11.00 курс повысился до 6,0/6,3 грн/$. С учетом аукциона НБУ торги закрылись на уровне 6,0000/6,1305 грн/$.
Банкиры удивлены продажей валюты по одинаковой для всех цене. "Даже если кто-то хотел купить по 6 грн и больше, НБУ все равно продавал по 5,98 грн. Тем, кто предлагал ниже 5,98 грн, Нацбанк не продавал валюту",– рассказал Ъ казначей "Дочернего банка Сбербанка России" Дмитрий Золотько. В новой схеме НБУ опрошенные Ъ банкиры пока не видят особых преимуществ и жалуются, что интервенции по единой цене усложнили обслуживание клиентских заявок с фиксированным курсом. "Нам неважно какая будет форма интервенций, лишь бы она была единственной. Нацбанк ввел прямой межбанковский рынок, на котором клиент ставит заявку, по какой цене он хочет купить. У меня, например, была заявка по 6 грн, а Нацбанк продавал по 5,98 грн. Забрать себе эти 2 копейки я не имею право – и получается тупик",– подчеркнул один из банкиров.
Впрочем, рынок готов воспринимать любые интервенции НБУ, которые насытят его валютой. По словам диллеров, Нацбанк вчера продал достаточное количество валюты. "Во вторник официальный курс доллара был 5,79 грн, в среду – 5,88 грн, в четверг – 5,99 грн. Официальный курс повышается вместе с курсом интервенций,– сказал другой банкир.– Но это не снизит количество заявок банков, потому что на рынке реальный курс 6,1-6,3 грн/$. Единственный источник валюты сейчас – Нацбанк, который до сих пор не удовлетворял спрос полностью. Если он начнет это делать, то, возможно, доллар появится в обменниках". В НБУ дальнейшее увеличение объема продажи валюты не гарантируют. "Банки имеют обыкновение покупать валюту впрок. А теперь мы посмотрим, какой они реально заказали объем, сколько проплатят и сколько у них реально есть",– отметил господин Шаповалов.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram