Олег Зарубинский: Мы никогда никого не кидаем

Точка зору

Фракция Владимира Литвина в очередной раз получила шанс воспользоваться своей "золотой парламентской акцией". Лидер самой малочисленной группировки Рады действительно может возглавить ВР. Однако все не так просто, как кажется. Фактически на кону оказалась дальнейшая судьба парламента. Не будет спикера — не будет и Верховной Рады. О хитросплетениях интриг, связанных с выборами председателя законодательного органа власти, рассказывает представитель Блока Литвина.

— Олег Александрович, появилась информация о том, что некие представители одной влиятельной политической силы скупили долги бизнесменов из Блока Литвина и теперь БЛ не является самостоятельным. Якобы все это было сделано для того, чтобы обеспечить избрание Ивана Плюща спикером. Так ли это?

— Во-первых, я ничего не знаю ни о каких долгах. Во-вторых, мне ничего не известно о влиянии названных вами представителей на деятельность нашей парламентской фракции. Я активно участвую в работе блока, и, поверьте, если бы ваша информация соответствовала действительности, то хотя бы краем уха услышал о подобных фактах. Но мне даже нечего комментировать. Это, на мой взгляд, просто чушь! Другое дело, почему появились подобные слухи? Думаю, целый ряд политических сил заинтересованы в том, чтобы нейтрализовать Блок Литвина и, возможно, нашего лидера в контексте будущих парламентских и президентских выборов. Возможно, причина именно в этом. Есть и другая причина. Знаете, наш блок, с одной стороны, многим нравится, с другой — не нравится. Все в парламенте хотят иметь с нами дело. Я это говорю без всякого пафоса. Мы никогда никого не кидаем. Если договорились — значит, держим слово. Не меняем позицию в угоду конъюнктуре, как делают некоторые наши коллеги. Поэтому с нами можно иметь дело. Но из-за своей независимой позиции мы многим и не нравимся. Некоторые считают: да кто они такие? Выскочки. Год назад вообще непонятно где были. Да и на парламентских выборах набрали немного — всего 4%. И еще изволят иметь свое мнение, какие-то позиции отстаивать, с чем-то не соглашаются. Как так? В Раде есть такие "великие фракции"! Достаточно им приказать "иди сюда" — и надо быстро бежать выполнять. А не получается "иди сюда". Поэтому Блок Литвина действительно многим не нравится. Но, знаете, еще Шарль де Голль сказал: "Я не продажная девка, чтобы всем нравиться".

— Но, тем не менее, у вас есть лидер, раньше времени заявивший о себе и не скрывающий своих немалых амбиций. На что пойдет Владимир Литвин взамен на избрание его спикером?

— Я не буду оригинальным и повторю свое высказывание, которое, кстати, часто произносят политические эксперты. Есть два варианта развития ситуации, связанные со спикерством того или иного политика. Один формат — коалиционный, который сегодня активно стремятся навязать Раде. Второй формат — технический спикер. На это Владимир Литвин никогда не пойдет. Что означает термин "технический председатель Верховной Рады"? Вовремя подписать закон о финансировании досрочных парламентских выборов, завизировать низкокачественные проекты, якобы направленные на преодоление экономического кризиса. Другими словами, "освятить" процедуру реализации внеочередной электоральной кампании. Подобный временный формат не устраивает ни Литвина, ни наш блок в целом. Мы против временщиков как таковых и, тем более, временщиков на должности спикера. Некоторых подобных персонажей мы уже видели.

Поэтому мы не выдвигаем требования, а призываем к соблюдению элементарных условий: парламент должен нормально работать, не зависеть от "ценных указаний" извне, иметь четкую законодательную программу действий. Я был депутатом и третьего, и четвертого созывов. Даже в самых сложных политических условиях у парламентариев был план рассмотрения вопросов на две недели вперед. Конечно, он корректировался, однако каждый мог сориентироваться, спланировать свою работу. Сегодня ничего подобного и в помине нет. Думаю, Владимир Литвин возглавит Раду лишь в том случае, когда сможет полноценно выполнять функции председателя парламента, а не быть инструментом в руках сценаристов и продюсеров, работающих вне стен законодательного органа власти.

— А насколько соответствует такой позиции Владимира Литвина предложения БЮТ? Юлия Тимошенко предлагает ему спикерство в формате "демократической коалиции". Устойчивое большинство, работающий парламент, перенос выборов плюс бонусы.

— Знаете, если бы я пришел в Раду с улицы, то просто открыл бы рот от удивления, услышав такие хорошие предложения. Да о какой "демократической коалиции" может идти речь?! "Наша Украина" никогда не объединится с БЮТ. Они, простите за сравнение, на одном гектаре земли не сядут справлять свои физиологические потребности. Мне уже надоел этот рекламно-пропагандистский ход. Такое впечатление, что никто даже не пытается здраво рассуждать. Как "бютовцы" и "нашеукраинцы" могут реанимировать коалицию, если этого не хочет Президент? Сегодня одна часть президентской фракции соревнуется с другой за право попасть в проходную часть избирательного списка БЮТ. Кто больше понравится Александру Валентиновичу (Турчинову) или Юлии Владимировне (Тимошенко). Соревнующиеся пытаются доказать руководству БЮТ, что их во фракции "НУНС" уже 37 человек, и они якобы готовы проголосовать за объединение. Как говорится, свежо предание, но верится с трудом. В "НУНС" вообще сложилась патовая ситуация. Депутаты там просто не в состоянии принимать решения, поскольку не просто разобщены, а тотально не доверяют друг другу. Поэтому о коалиции даже и речи быть не может. Я понимаю, для чего запускаются подобные слухи. Юлия Тимошенко пытается выкрутить ситуацию таким образом, будто Блок Литвина и БЮТ уже готовы создать коалицию. Не хватает только голосов президентской фракции. Следовательно, именно Виктор Ющенко блокирует формирование парламентского большинства. Эта мысль вбивается в сознание людей. Но не надо быть хорошим преферансистом, чтобы понять этот расклад. Мы же не идиоты. Премьер и Президент пытаются конкурировать друг с другом с нашей помощью. Позиция Блока Литвина заключается в следующем: вы там разберитесь друг с другом и расставьте все точки над "і". Не можете — разойдитесь. Можете — создавайте коалицию. Но они не в состоянии это сделать!

— Воссоздать "демократическую коалицию" невозможно. Однако нельзя сформировать и широкую коалицию. "Наша Украина" не пойдет на союз с Партией регионов. Получается, что при любом раскладе Литвин будет техническим спикером.

— На мой взгляд, необходимо развести два вопроса — коалиция и избрание председателя Верховной Рады. Все прекрасно понимают, что спикер не является продуктом коалиции. А сегодня пытаются подменить понятия. Говорят о том, что когда будет коалиция, тогда и изберем спикера. Но в Конституции такой нормы нет. Конечно, подобный вариант является очень удобным и, скажем так, желательным. Я не спорю. Однако действующим законодательством предусмотрено, что коалиционным продуктом является премьер-министр. Поэтому необходимо развести понятия. С одной стороны, существует прототип коалиции, сформированный не в строгом соответствии с Основным Законом: депутатами, а не фракциями. Подобное большинство может существовать, принимать законы, однако оно постоянно будет находиться в подвешенном состоянии. Ведь у Президента будет право распустить Верховную Раду. Кстати, в соответствии с последним вердиктом Конституционного суда, только парламентские фракции вправе создавать коалицию.

В то же время 226 депутатов могут работать гораздо эффективнее и оперативнее, чем формализованная коалиция, созданная на фракционной основе. Мы уже неоднократно могли в этом убедиться. В неформальное парламентское объединение могут войти депутаты, которые уже убедились в тлетворном влиянии политических божков. И войти без всякой коррупции. В Раде есть немало самодостаточных, состоявшихся депутатов, которые думают: "Да на хрена мне эти досрочные выборы? Не нужны мне больше эти партийные списки!". Такие люди могут просто поддержать нормальные законопроекты. Да, подобный союз не совсем конституционен, но весьма эффективен.

— С кем Владимир Литвин ведет переговоры о своем избрании спикером?

— Это тяжело назвать переговорами. Это, скорее, консультации. Владимир Литвин встречается и консультируется со всеми, кто этого желает. Это его позиция. Если глава государства приглашает на встречу, то, очевидно, необходимо идти, хотя некоторые начинают кричать: нет, ни в коем случае! Если премьер-министр просит о разговоре — надо идти и разговаривать. Сказанное относится и к парламентским фракциям. Например, к Партии регионов. Это же не враги, которых следует игнорировать. Другое дело, какую линию поведения выбирает Литвин на подобных консультациях. Он всегда излагает свою позицию. Она не нравится, но Владимир Михайлович все равно ее отстаивает. Говорит, мол, столько уже пережил, что подстраиваться под чью-то волю не намерен. И заявляет это всем своим контактерам. Еще раз подчеркну: системных переговоров нет. Идут консультации в следующем режиме: если с нами хотят поговорить, то мы будем разговаривать. Но ни перед кем не виляем. Владимир Михайлович в таких случаях обычно подчеркивает: никому служить мы не станем и инструментами реализации чьей-то воли, даже самой высокой, наша фракция не будет. У нас есть позиция, мы наметили определенный вариант развития событий, готовы работать с удвоенной энергией — пожалуйста, принимайте нас такими, какие мы есть.

— В последнее время Секретариат Президента активно лоббирует кандидатуру Плюща в кресло председателя Верховной Рады. Другими словами, формально квота спикера остается "нашеукраинской". Иван Степанович не входил в так называемую "демократическую коалицию" и поэтому у него якобы есть хорошие шансы возглавить парламент. На каких условиях Блок Литвина готов голосовать за кандидатуру Плюща?

— Не знаю. Честно говоря, на месте Ивана Степановича я бы уже не пытался в третий раз стать спикером. Мне кажется, он уже настолько мудрый, опытный и зрелый человек, что прекрасно это понимает. Однако, видимо, хочется.

Лебединая песня…

— Я очень хорошо к нему отношусь. Более того, в свое время немало сделал для того, чтобы он занял место председателя Верховной Рады вместо Александра Ткаченко. В 2000 году мы его чуть ли не на руках занесли в президиум Рады. Поэтому я имею право быть объективным. На мой взгляд, в сложившихся политических условиях Иван Степанович никого не представляет. "Единый центр"? Нет. В "ЕЦ" даже стыдливо говорят о том, что не будут выдвигать его кандидатуру на пост председателя Рады, но поддержат. Что касается фракции "НУНС", то я уже не могу определить, какой сегмент "верной президентской силы" его поддержит? Там столько враждующих группировок, что разобраться в этом хитросплетении интересов почти невозможно. Так кого представляет сегодня Иван Степанович? Или же он креатура Президента? В таком случае пусть выйдет и честно об этом скажет. Если Плющ представляет Президента, то заседания Верховной Рады надо проводить на Банковой, а не на Грушевского.

— Каково отношение Владимира Литвина к досрочным парламентским выборам? Особенно сегодня, когда данный вопрос "завис".

— Все зависит от работы нынешнего парламента. Если депутаты будут сориентированы на нормальную, системную, прогнозируемую и эффективную работу, то о досрочных выборах не может быть и речи. Если же "регионалы" по-прежнему жестко нацелены на перевыборы, то я не понимаю, зачем Владимиру Михайловичу становиться председателем Верховной Рады? Чтобы просто визировать законы, принятые по чьей-то воле? Вот и ответ на ваш вопрос.

— Как вы считаете, ограничится ли дело лишь избранием нового спикера? Или же могут произойти пакетные ротации в президиуме Рады? Например, одновременно с председателем будет выбран первый вице-спикер?

— Не думаю, что подобный вариант развития событий реален. Поверьте моему опыту: если начнется смена президиума Рады, то будет запущен новый политический сериал. Причем его сценарий станут писать не в парламентских стенах. Следовательно, сериал выйдет долгим, непрозрачным и нудным. Поэтому, на мой взгляд, менять весь президиум не станут. Тем более если во главе парламента появится человек, который достаточно ровно, позитивно воспринимается всеми "секторами" сессионного зала (так когда-то любил говорить Иван Плющ), то потребности в подобной ротации вообще не будет. Состав нынешнего президиума достаточно сбалансирован: Александр Лавринович представляет крупнейшую фракцию ВР, Николай Томенко — вторую по численности парламентскую группировку. Возможно, определенные амбиции есть у Адама Ивановича Мартынюка (фракция КПУ). Но, на мой взгляд, это вопрос не ближайшей и даже не среднесрочной перспективы.

— Довольно популярна следующая точка зрения: сразу после избрания нового спикера должна состояться отставка премьер-министра Юлии Тимошенко. Насколько вероятен подобный ход?

— Как представитель Блока Литвина могу однозначно заявить: мы эти вопросы не связываем. Другими словами, прямой зависимости между изменением конфигурации большинства в парламенте (избрание нового спикера) и немедленной отставкой правительства нет. Дело вовсе не в том, что мы испытываем какие-то суперсимпатии к Юлии Тимошенко. Цена этому правительству известна. Возможно, наша критика действий Кабмина не была такой громогласной, как у некоторых, однако мы всегда выступали по делу. Представители Блока Литвина честно рассказывали, что происходит в действительности, особенно в финансово-экономическом блоке правительства. Кстати, Партия регионов только сегодня выступила с инициативой отправить в отставку экономический блок Кабмина, а мы об этом говорили еще полгода назад.

Действительно, правительству в настоящее время не хватает легитимности, поскольку распалась коалиция, которая сформировала нынешний Кабинет министров. Однако эти люди по-прежнему останутся в своих креслах, поскольку новое большинство может быть создано лишь на внефракционной основе. По-другому не получается. В соответствии с Конституцией, подобное парламентское большинство не обладает правом изменять состав правительства. Конечно, 226 депутатов могут проголосовать за выражение вотума недоверия кабинету Юлии Тимошенко. Но никаких последствий не будет. Все правительственные чиновники останутся на своих должностях. На мой взгляд, надо сначала семь раз отмерить и только после этого резать. Подобные спонтанные действия (отставка Кабинета министров), возможно, хороши во время избирательной кампании. Но когда выборов нет, то хотелось бы, чтобы правительство системно работало. Еще раз подчеркну: мы не связываем выборы нового спикера с отставкой правительства Тимошенко.

— Может быть, все-таки стоит назвать вещи своими именами? Парламентской коалиции нет, следовательно, правительство является временным. Тогда давайте выразим недоверие Кабмину, чтобы все знали — правительство всего лишь исполняет обязанности. Не более того.

— Подобные рассуждения свойственны не журналистам, а политтехнологам. Да, вы предложили хороший политтехнологический ход, который необходимо серьезно обсудить. Но у нас другая позиция по этому вопросу.

— Допустим, нового спикера избрать не удастся. Что дальше? Досрочные парламентские выборы?

— По большому счету, все к этому идет. Данный вывод можно сделать на основе того, как проходят консультации по избранию спикера. Да и представители БЮТ постоянно подчеркивают необходимость быстрейшего решения этого вопроса, что, на мой взгляд, свидетельствует об их желании провалить выборы председателя Рады. Возможно, расчет делается на следующее: если спикер не выбран, то некому подписывать не только законы, принятые Радой, но даже постановления парламента. И Президент, естественно, воспользуется своим уже не только легитимным, но и моральным правом распустить Верховную Раду. На этот раз БЮТ не будет особо противиться роспуску. Ведь "бютовцы" уже обвинили Президента во всех возможных грехах. Виктор Ющенко распустил Раду именно в тот момент, когда депутаты собрались принимать чудесные антикризисные законопроекты правительства. Кабинет министров делал все возможное, чтобы преодолеть кризис. Но ему не дали довести дело до конца.

Другими словами, весь негатив переносится на Президента. Соответственно, страна опять делится на две части. Одни категорически не воспринимают "бело-сердечных" и голосуют за Виктора Януковича. Остальное электоральное пространство занимает БЮТ, практически полностью вытесняя Президента. Как это ни парадоксально, но Блок Тимошенко, который так активно выступал против проведения досрочных выборов, на самом деле активнее других проводил избирательную кампанию. Они развернули огромное количество предвыборных палаток по всей стране. Насколько я знаю, в регионы уже направляются пропагандистские материалы. БЮТ, еще раз повторю, сегодня активно готовится к досрочным выборам. Вот вам и весь политический расклад. С одной стороны, выборов как бы никто не хочет. С другой — спикера не избирают и Президенту предоставляют возможность реализовать свое право роспуска. И все уверены в том, что электоральный бой всех рассудит. Главное — это ввязаться в драку, а там посмотрим. Но знаете, иногда надувание щек заканчивается пшиком…

Новини

20 Вересня 2024

МАГАТЕ ухвалило резолюцію з вимогою повернути ЗАЕС під контроль України 

Україна домовилася з ЄС про створення резерву дизелю

Через українсько-словацькі переходи передано майже 6 млн тонн руди

У серпні РФ скоротила морський експорт нафтопродуктів

У серпні Бразилія збільшила виробництво та споживання сталі

До кінця року Україна може експортувати 100 млн куб м біометану

Видобуток залізної руди в Китаї зріс на 4,1%

Аукціони по імпорту електроенергії на міждержавному перетині мають бути довгостроковими

Польський суд скасував рішення про початок процедури банкрутства Liberty Czestochowa

Україна з початку року збільшила імпорт плоского прокату до 664,29 тис. тонн 

AМКР скаржиться на високі ціни на електроенергію в Україні та несприятливі ринки

Каметсталь у вересні планує відвантажити понад 90 тисяч квадратної заготовки

Гарантований покупець через суд вимагає від Енергоатому 14 млрд грн

Імпорт сталевих труб до Грузії з Туреччини у січні-серпні зріс на 79,1%

Клієнтам Укрзалізниці потрібні економічно обґрунтовані тарифи

Росія втратила одного з найбільших покупців вугілля в Азії

ВСІ НОВИНИ ⇢