Начальник ГАИ Украины Сергей КОЛОМИЕЦ: о новых штрафах, взятках на дорогах и обязанностях гаишников
Точка зоруПовышение штрафов ГАИ стало темой номер один для большинства украинцев на этой неделе. Еще бы! Отныне не только лихачам, но и пешеходам придется хорошо подумать, прежде чем нарушить правила на дороге. Ведь суммы штрафов в некоторых случаях выросли в 10 раз!
Чтобы узнать, нужны ли на самом деле такие суровые санкции, каковы первые результаты нововведений и что делать со взяточниками в погонах, мы пригласили в редакцию главного автоинспектора страны.
«Свою задачу мы выполнили»
– Здравствуйте. Меня Игорь зовут. Как вы думаете, достаточно ли проинформированы водители о новых санкциях?
– Мы сделали все, что могли. Организовали по всей Украине прямые эфиры. Закрепили людей за транспортными предприятиями и проводили там обучение. Этот процесс начался еще до того, как президент подписал указ о повышении штрафов. Другое дело, если некоторые автомобилисты телевизор не смотрят или газет не читают. Тогда это их проблемы. Свою задачу мы выполнили.
– Виктор из Донецка беспокоит. Говорят, что за один день с новыми штрафами ГАИ заработала 1 миллион гривен. Это правда?
– Да, только за вторник постановлений о штрафных санкциях составили на 1 миллион 124 тысячи гривен. Но ГАИ на этом ничего не заработала. По закону деньги идут в государственный бюджет. А с 1 января будут распределяться еще и в местные бюджеты.
– Кристина из Киева. Согласно новым правилам перевозить в авто даже грудного ребенка нужно в спецкресле. У меня зарплата 1500 гривен в месяц. За что я его куплю?
– Это нормальные европейские требования, которые защищают жизнь и здоровье вашего ребенка, находящегося в автомобиле. Наши инспекторы не нацелены поголовно выявлять эти нарушения. Но так лучше для вас самих!
– Но кресло стоит аж 800 гривен!
– А вам помощь при рождении ребенка платили?
– Да.
– Вот и купите кресло.
– Елена, Запорожье. Из-за новых штрафов водители маршруток боятся брать стоячих пассажиров. Я полчаса не могла уехать на работу. Считаете -это правильно?
– Но вы ведь добрались живой и здоровой! А когда маршрутка переполнена, она может перевернуться.
– Это зависит от того, с какой скоростью едет водитель.
– Если бы перегруз маршруток не влиял на количество ДТП, мы бы не запрещали возить стоячих пассажиров.
– Для этого нужно купить больше маршруток, но сейчас кризис, денег нет.
– Это вопросы к вашему городскому руководству. Пусть покупают автобусы, троллейбусы, трамваи. Не ждите от меня, что я скажу: давайте нарушать закон!
«Приводите к нам работать нормальных и честных людей»
– Зачем инспекторам ставят планы по количеству оформленных протоколов за нарушения? По-моему, это провоцирует взяточничество.
– В целом для нашей страны это не нужно. Но, увы, есть обстоятельства, которые заставляют контролировать результаты работы инспектора. Он должен находиться в том месте, где часто нарушают, и соответствующим образом реагировать.
Но поскольку сотрудников не так много, мы ставим их в местах концентрации ДТП. Представьте себе ситуацию: отработал инспектор восемь часов и говорит, что не составил ни одного протокола. Возникают сомнения, а не трудился ли он во благо своего кармана?
Поэтому мы вынуждены спрашивать с гаишников, что они наработали на том или ином месте.
– Добрый день. Меня зовут Кирилл. Вчера общался с товарищем из ГАИ. Он жаловался, что штрафы повысили, а зарплата у них осталась такой же. Смогут ли беззарплатные гаишники честно работать на дорогах?
– Советую вам пользоваться не частными беседами, а официальной информацией. Сегодня зарплата работников ДПС выше, чем средняя зарплата милиционера. В начале года она еще немного повысится. Уверяю вас, ни один сотрудник ДПС, который выходит на дорогу, не потеряет в зарплате.
– Прямая линия? Андрей Анатольевич из Мариуполя. Вы не думаете, что такие огромные штрафы для пешеходов приведут к взяточничеству?
– Нет. Если пешеход пострадает, то в следующий раз будет думать, где переходить.
– Здравствуйте. Иван из Николаева. Уточните, какие сейчас обязанности у инспектора ГАИ?
– В первую очередь это создание безопасных и комфортных условий для дорожного движения, выявление нарушений, оказание помощи.
– А остановить автомобиль может каждый милиционер?
– Да, понятным жестом. Возможно, ему нужна помощь: например, доставить в больницу раненого или догнать преступника. Но остановить вас жезлом имеет право только сотрудник ГАИ.
– А штрафовать на дороге тоже любой работник милиции может?
– Нет, он должен вызвать работника ГАИ, который составит протокол и выпишет постановление о штрафе.
– Добрый день. Это Дмитрий Александрович из Киева. Мне 50 лет. За свой 30-летний водительский стаж видел честных гаишников, но многие были отъявленными хамами и негодяями…
– Вам 50, да? Увы, взять на работу мы вас не можем. У нас принимают до 35-ти. Приводите к нам своего сына или брата, если честные и порядочные. Примем с удовольствием! Это все сказки о том, что для работы в ГАИ нужно дать на лапу бешеную взятку. У нас в некоторых подразделениях не хватает людей. Так что, пожалуйста, приводите к нам нормальных и честных.
– Валерий из Харькова. Как будут наказывать инспекторов, которые превышают свои полномочия?
– За превышение служебных полномочий предусмотрена криминальная ответственность. Но сначала проводится служебное расследование.
«Талон вам могут продать жулики, но приборы не обманешь»
– Это Василий Николаевич из Ровно. У меня старые «Жигули» пыхтят ужасно! А у вас такие огромные штрафы за повышенный уровень отработанных выхлопных газов… Как быть? Я пенсионер…
– На самом деле исправные, оснащенные катализатором автомобили никогда не будут пыхтеть. Но у нас есть масса авто, которые дымят и загрязняют окружающую среду. Почините свой автомобиль, а то, боюсь, что за его выхлопами порой ничего нельзя увидеть.
– А могу ли я использовать талон техосмотра как доказательство, что машина исправна и уровень выхлопных газов нормальный?
– Главное – это показание приборов, а талон вам могут продать и жулики. Не бойтесь, ваш автомобиль никто специально ловить не будет. Контроль за уровнем выхлопных газов осуществляют специальные госавтоинспекторы.
За что могут забрать права
– Добрый день. Это Антонина из Харькова. Скажите, а на каких основаниях будут изыматься права?
– Для этого есть шесть пунктов, прописанных законом (см. Справочник автолюбителя за 13 ноября. – Прим. ред.). Процедура такова: за соответствующее нарушение у вас забирают удостоверение, потом передают все материалы в суд, который должен решить вашу судьбу в течение трех месяцев. На это время вам выдадут временный талон на право управления. В любом случае решение о лишении прав принимает только суд.
– Добрый день. У меня вопрос о доверенности…
– Сейчас это многих волнует. Объясняю. Доверенность вы получаете на право вождения или распоряжения автомобилем. При этом вы обязаны получить временный регистрационный талон. Учтите, что без доверенности, но с талоном вы можете водить, а наоборот – нельзя! За это штраф – 800 гривен.
– Константин из Киева. Могу ли я вписать в техпаспорт своего зятя? И может ли он на моей машине потом уехать за границу?
– В техпаспорт вписываются только близкие родственники (жена, родители, брат, сестра). Для вашего зятя вам нужно оформить временный регистрационный талон, с которым он может уехать и за границу.
– А на какой срок?
– На полгода, а возможно, и год.
– Здравствуйте, Ирина Николаевна из Киева беспокоит. Что делать, если дворы машинами заставлены?
– ГАИ дворами, проездами и заездами не занимается. За эту ситуацию отвечают жэки.
– А как бороться с водителями, которые ездят по тротуарам?
– Для нас это одно из контрольных нарушений. Мы с этим боремся приличным штрафом – 340 гривен.
– А то, что многие водители устраивают себе стоянки прямо на тротуарах – тоже ведь нарушение?
– Да. Но пока в Киеве мы вынуждены закрывать на это глаза. В тех местах, где это не мешает передвижению пешеходов, стоянки останутся. Остальные будем убирать.
– Добрый день. Катя из Киева. Так надоели машины, которые паркуются на одной из полос движения. Вы что-то собираетесь с этим делать?
– Для этого введена эвакуация. К сожалению, пока у ГАИ недостаточное количество эвакуаторов. Но теперь и у нас появилась возможность блокировать и эвакуировать машины, а не только у местных властей. За это нарушение предусмотрен штраф – 340 гривен. Так что не переживайте. Скоро и в этом вопросе порядок наведем.
За переоборудование авто на газ могут наказать
– Здравствуйте. Вас беспокоят из общества таксистов. Где нам можно высаживать и брать пассажиров?
– Там, где это не запрещено Правилами дорожного движения. Для таксистов и так достаточно широкие возможности, но это не значит, что вы можете подъехать к автобусной остановке и ждать часами клиентов. Не забывайте, что при этом вы мешаете людям нормально уехать.
– Добрый день. Максим из Киева. Я переоборудовал машину на газ. В каком случае меня могут за это наказать?
– В случае если вы не взяли разрешение и не зарегистрировали переоборудование в ГАИ. Внесите в регистрационные документы эти изменения, и вас никто не оштрафует.
– Алло. Меня зовут Олег. Я проживаю в Киеве, но автомобиль зарегистрирован в другом городе. Как мне быть?
– Если вы здесь прописаны, можете стать на временный учет и будете проходить в Киеве техосмотр и другие процедуры. Если вы снялись с учета, то в течение 10 дней должны зарегистрироваться. Не успеете – значит, накажем.
– Вы много рассказывали о фото- и видеокамерах на дорогах. Даже планируете установить эту аппаратуру на трассах. А как именно используются эти снимки потом?
– Фотофиксация – это аналог протокола. На снимке видно скорость, место, номер машины. По базе данных автоматически определяется владелец, на него налагается штраф, а постановление присылают домой по почте. В течение 10 дней хозяин авто может привести за руку того, кто в тот день был за рулем. А тот пусть подтвердит и оплатит штраф.
– На некоторых форумах в Интернете пишут, что появилась какая-то пленка, которая препятствует фотофиксации номеров? Это правда?
– Про наклейки еще не слышал, но будьте уверены – если такую заметим, то сразу отправитесь на штрафплощадку. Не переживайте, со временем мы научимся выявлять и такие нарушения, а фотокамеры все равно заснимут что надо.
КСТАТИ
За тонированными стеклами гаишники не прячутся
– Здравствуйте. Арсений из Киева беспокоит. По Правилам чрезмерно тонированные стекла в автомобилях запрещены. Но вот по столице разъезжают милицейские «Жигули» с тонированными в ноль окнами. От кого прячутся гаишники?
– Ни от кого. Мы уже оборудовали 30 наших служебных машин камерами видеонаблюдения, фиксирующими общение с нарушителями. А если выявим факты сильной тонировки стекол, то обязательно переоборудуем такой автомобиль и накажем сотрудников, которые им управляют. Закон для всех один.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Работает горячая линия
– У меня на днях была неприятная ситуация. Остановил инспектор ГАИ: я пристегнут, жена пристегнута, вроде как ничего не нарушил. Однако ваш сотрудник меня не слушал и молча выписал штраф. Как уберечь себя от таких нерадивых гаишников?
– Если единственная причина остановки – это непристегнутые ремни, которые, как выясняется, были пристегнуты, звоните и жалуйтесь по телефону нашей горячей линии: 272-46-59.
– Я позвонил, но ничего вразумительного мне там не ответили, мол, вряд ли смогу доказать свою правоту.
– В горячей линии вам ничего и не скажут, но зато зафиксируют вашу жалобу как официальное заявление. Затем эту ситуацию расследуют, опросив инспектора, а о результатах вам сообщат дополнительно.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Нарушения: раньше за день сотрудники ГАИ регистрировали около 30 тысяч нарушений – сейчас около 10 тысяч.
Погибшие: раньше 50-56 человек за сутки – сейчас 42 человека за три дня.
За первые три дня с новыми штрафами зафиксировано 2016 нарушений водителями престижных автомобилей, при этом 53 из них вели авто в нетрезвом виде.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram