Кто тянет, на того и грузят
Точка зоруДиректор по производству группы «Баядера» Роман Вашколуп о кризисе в алкогольной отрасли Украины.
Финансовый кризис «наступил на горло» не только зависящим от заемных средств отраслям экономики, таким, как строительство, ритейл и прочие. Среди таковых оказалась и алкогольная отрасль, которая также стала жертвой дефицита денежных средств. Подлить масла в огонь решило и правительство Украины, внеся на рассмотрение законопроект о повышении ставок акцизного сбора на спирт на 25,6%. Если он будет принят, производители крепкого алкоголя будут вынуждены поднять цену на свою продукцию. Директор по производству одного из крупнейших производителей и импортеров алкоголя в Украине группы «Баядера» Роман Вашколуп уверяет, что в таком случае не избежать роста теневого сектора и, как следствие, уменьшения поступлений в бюджет.
– Как чувствует себя компания в условиях финансового кризиса, который затронул Украину? С какими трудностями столкнулись уже сегодня?
– Кризис затронул всех. От этого никто никуда не уйдет. Наша компания не первый год на рынке. Мы пережили разные времена и сейчас работаем в обычном режиме, движемся вперед.
– Планируется ли сокращение объема производства? По каким категориям продукции? Будет ли сокращение сотрудников?
– В период, который мы живем, делать прогнозы – неблагодарное дело. Но сокращать объемы производства не планируем и поставленные задачи собираемся выполнить.
Что касается категорий продукции, их мы тоже не планируем ни сокращать, ни расширять. Если говорить о сотрудниках, то многие из них с нами работают не один год, и я надеюсь, что все они останутся в компании и в период кризиса. Более того, мы рассчитываем на то, что после сокращений в других отраслях в нашу компанию придут «светлые головы». Ведь профиль нашей группы довольно широк: производство, виноградники, дистрибуция, маркетинг…
Не так давно Кабинетом Министров зарегистрирован проект Закона
– «О минимизации влияния финансового кризиса на экономику Украины», которым предусмотрено повышение ставок акцизного сбора на спирт. Если законопроект будет утвержден, стоимость акциза вырастет на 25,6%. Соответственно, это вынудит производителей повысить стоимость своей продукции или же вы видите иные пути развития событий?
– В случае если этот законопроект вступит в силу, водка на полках будет стоить свыше 20 грн. (сегодня самая дешевая водка в регионах стоит около 7,5 грн.). Но это та продукция, с которой не взимается акцизный сбор, НДС и подоходный налог. Как она делается – никто не знает. Поэтому в случае подорожания водки (а мы будем вынуждены это сделать) потребители перейдут на более дешевый продукт. В таком случае не избежать роста теневого сектора и, как следствие, уменьшения поступлений в бюджет.
– Почему правительство решило минимизировать влияние кризиса за счет алкогольной отрасли? Эта отрасль наиболее прибыльна?
– Знаете, кто тянет, на того и грузят. Это характеризирует нашу отрасль, которая постоянно платит налоги и акциз. После незапланированного повышения акциза с 1 января 2008 года отрасль на полгода остановилась в развитии. Но за счет уменьшения рентабельности мы вышли из ситуации и дали государству планируемый объем сборов. А то, что многие предприятия в этом году получили убытки – это никому не интересно.
– Какая рентабельность производства алкогольных напитков?
– Цена на спирт практически у всех одна. Поэтому эту статью затрат нет возможности минимизировать. Из-за государственной монополии цена на спирт часто и резко повышается. В прошлом году в течение года она несколько раз менялась – с 48 до 62,5 грн. за дал. Такие резкие скачки тоже сказываются на рентабельности производства водки. Что касается рентабельности, она составляет 5-7%. Но это показатель, при котором мы только выживаем. Возможности развиваться при этом нет.
– Какие напитки производить наиболее выгодно?
– Однозначно могу сказать, что рентабельность производства вина намного больше чем водки. Это связано с тем, что у нас замкнутый цикл производства вина: от посадки лозы и производства виноматериала до бутилирования и дистрибуции вина. Поэтому рентабельность винных брендов больше.
– Если водка подорожает, пить станут меньше?
– Во Франции национальный напиток – вино, а в Украине – водка. Культура потребления, конечно же, со временем меняется: люди пробуют элитные напитки. Но, поверьте, украинцы никогда не разучатся пить водку. Поэтому если водка подорожает – пить меньше не станут точно. Другое дело, какую водку начнут пить. Нижний ценовой сегмент будет более востребованным. А сейчас в этом сегменте находится теневой сектор, который получит мощный толчок к развитию. Меньше 14 грн. водка стоить не может.
– Насколько производители алкогольной продукции зависимы от внешнего финансирования? Каков процент собственных и заемных средств у вас?
– Любой бизнес без кредитования невозможен. Каков процент заемных средств у нас, увы, ответить не могу, так как это конфиденциальная информация. Могу сказать одно, что лучшая схема – смешанная, когда используются собственные и привлеченные ресурсы. Но на данный момент панацеи мы не видим.
– А если говорить о таком инструменте, как привлечение стратегического инвестора?
– Такие комментарии в период кризиса неактуальны. Если полгода назад мы могли рассматривать такой вариант, то сейчас мы нацелены на работу и движение дальше в тех условиях, которые есть сейчас.
– Вам интересна такая форма сотрудничества, как слияние с каким-либо производителем?
– Нет, не интересна. У нас полноценный портфель сильных брендов, хорошая производственная база, успешная торговая команда. Мы в своих силах уверены.
– Каков ваш прогноз относительно развития отечественного рынка алкоголя? Какие сделки в секторе M&A мы увидим?
– Довольно тяжело об этом говорить. Бывает такое, что компания работает на рынке, вроде и виду не подает, что планирует продаться, а потом о сделке узнаешь из СМИ. Но однозначно могу сказать, что тяжелее всего будет мелким компаниям, которые работают в регионах и не имеют своей дистрибуции. Они будут первыми, кто заявит о продаже.
– Возможно, вашу компанию заинтересует кто-либо из выставленных на продажу производителей?
– В Украине вряд ли: ни мелкие, ни средние производители нас не интересуют. За пределами Украины – нужно выйти и осмотреться, кто в каком состоянии выйдет из кризиса. Тогда принимать решение.
– Если говорить об иностранных производителях, насколько они могут быть заинтересованы украинским рынком алкоголя с точки зрения слияний и поглощений?
– Не могу сказать, что войти в Украину было легко до кризиса, чего уж говорить о нынешнем положении отрасли. Посмотрим, как будет чувствовать себя недавно вошедшая в Украину французская компания Belvederе, которая заявила о том, что планирует завоевать 30% рынка.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram