Кто тянет, на того и грузят

Точка зору

Директор по производству группы «Баядера» Роман Вашколуп о кризисе в алкогольной отрасли Украины.

Финансовый кризис «наступил на горло» не только зависящим от заемных средств отраслям экономики, таким, как строительство, ритейл и прочие. Среди таковых оказалась и алкогольная отрасль, которая также стала жертвой дефицита денежных средств. Подлить масла в огонь решило и правительство Украины, внеся на рассмотрение законопроект о повышении ставок акцизного сбора на спирт на 25,6%. Если он будет принят, производители крепкого алкоголя будут вынуждены поднять цену на свою продукцию. Директор по производству одного из крупнейших производителей и импортеров алкоголя в Украине группы «Баядера» Роман Вашколуп уверяет, что в таком случае не избежать роста теневого сектора и, как следствие, уменьшения поступлений в бюджет.

– Как чувствует себя компания в условиях финансового кризиса, который затронул Украину? С какими трудностями столкнулись уже сегодня?

– Кризис затронул всех. От этого никто никуда не уйдет. Наша компания не первый год на рынке. Мы пережили разные времена и сейчас работаем в обычном режиме, движемся вперед.

– Планируется ли сокращение объема производства? По каким категориям продукции? Будет ли сокращение сотрудников?

– В период, который мы живем, делать прогнозы – неблагодарное дело. Но сокращать объемы производства не планируем и поставленные задачи собираемся выполнить.

Что касается категорий продукции, их мы тоже не планируем ни сокращать, ни расширять. Если говорить о сотрудниках, то многие из них с нами работают не один год, и я надеюсь, что все они останутся в компании и в период кризиса. Более того, мы рассчитываем на то, что после сокращений в других отраслях в нашу компанию придут «светлые головы». Ведь профиль нашей группы довольно широк: производство, виноградники, дистрибуция, маркетинг…

Не так давно Кабинетом Министров зарегистрирован проект Закона

– «О минимизации влияния финансового кризиса на экономику Украины», которым предусмотрено повышение ставок акцизного сбора на спирт. Если законопроект будет утвержден, стоимость акциза вырастет на 25,6%. Соответственно, это вынудит производителей повысить стоимость своей продукции или же вы видите иные пути развития событий?

– В случае если этот законопроект вступит в силу, водка на полках будет стоить свыше 20 грн. (сегодня самая дешевая водка в регионах стоит около 7,5 грн.). Но это та продукция, с которой не взимается акцизный сбор, НДС и подоходный налог. Как она делается – никто не знает. Поэтому в случае подорожания водки (а мы будем вынуждены это сделать) потребители перейдут на более дешевый продукт. В таком случае не избежать роста теневого сектора и, как следствие, уменьшения поступлений в бюджет.

– Почему правительство решило минимизировать влияние кризиса за счет алкогольной отрасли? Эта отрасль наиболее прибыльна?

– Знаете, кто тянет, на того и грузят. Это характеризирует нашу отрасль, которая постоянно платит налоги и акциз. После незапланированного повышения акциза с 1 января 2008 года отрасль на полгода остановилась в развитии. Но за счет уменьшения рентабельности мы вышли из ситуации и дали государству планируемый объем сборов. А то, что многие предприятия в этом году получили убытки – это никому не интересно.

– Какая рентабельность производства алкогольных напитков?

– Цена на спирт практически у всех одна. Поэтому эту статью затрат нет возможности минимизировать. Из-за государственной монополии цена на спирт часто и резко повышается. В прошлом году в течение года она несколько раз менялась – с 48 до 62,5 грн. за дал. Такие резкие скачки тоже сказываются на рентабельности производства водки. Что касается рентабельности, она составляет 5-7%. Но это показатель, при котором мы только выживаем. Возможности развиваться при этом нет.

– Какие напитки производить наиболее выгодно?

– Однозначно могу сказать, что рентабельность производства вина намного больше чем водки. Это связано с тем, что у нас замкнутый цикл производства вина: от посадки лозы и производства виноматериала до бутилирования и дистрибуции вина. Поэтому рентабельность винных брендов больше.

– Если водка подорожает, пить станут меньше?

– Во Франции национальный напиток – вино, а в Украине – водка. Культура потребления, конечно же, со временем меняется: люди пробуют элитные напитки. Но, поверьте, украинцы никогда не разучатся пить водку. Поэтому если водка подорожает – пить меньше не станут точно. Другое дело, какую водку начнут пить. Нижний ценовой сегмент будет более востребованным. А сейчас в этом сегменте находится теневой сектор, который получит мощный толчок к развитию. Меньше 14 грн. водка стоить не может.

– Насколько производители алкогольной продукции зависимы от внешнего финансирования? Каков процент собственных и заемных средств у вас?

– Любой бизнес без кредитования невозможен. Каков процент заемных средств у нас, увы, ответить не могу, так как это конфиденциальная информация. Могу сказать одно, что лучшая схема – смешанная, когда используются собственные и привлеченные ресурсы. Но на данный момент панацеи мы не видим.

– А если говорить о таком инструменте, как привлечение стратегического инвестора?

– Такие комментарии в период кризиса неактуальны. Если полгода назад мы могли рассматривать такой вариант, то сейчас мы нацелены на работу и движение дальше в тех условиях, которые есть сейчас.

– Вам интересна такая форма сотрудничества, как слияние с каким-либо производителем?

– Нет, не интересна. У нас полноценный портфель сильных брендов, хорошая производственная база, успешная торговая команда. Мы в своих силах уверены.

– Каков ваш прогноз относительно развития отечественного рынка алкоголя? Какие сделки в секторе M&A мы увидим?

– Довольно тяжело об этом говорить. Бывает такое, что компания работает на рынке, вроде и виду не подает, что планирует продаться, а потом о сделке узнаешь из СМИ. Но однозначно могу сказать, что тяжелее всего будет мелким компаниям, которые работают в регионах и не имеют своей дистрибуции. Они будут первыми, кто заявит о продаже.

– Возможно, вашу компанию заинтересует кто-либо из выставленных на продажу производителей?

– В Украине вряд ли: ни мелкие, ни средние производители нас не интересуют. За пределами Украины – нужно выйти и осмотреться, кто в каком состоянии выйдет из кризиса. Тогда принимать решение.

– Если говорить об иностранных производителях, насколько они могут быть заинтересованы украинским рынком алкоголя с точки зрения слияний и поглощений?

– Не могу сказать, что войти в Украину было легко до кризиса, чего уж говорить о нынешнем положении отрасли. Посмотрим, как будет чувствовать себя недавно вошедшая в Украину французская компания Belvederе, которая заявила о том, что планирует завоевать 30% рынка.

Новини

10 Вересня 2024

Більшість необхідних енергооб’єктів уже захищена на 85% від ударів із повітря – Шмигаль

Інфляція на споживчому ринку в серпні 2024 року прискорилася  до 0,6% 

Китай у серпні збільшив експорт на 8,7%

Імпорт залізної руди в Китай знизився через падіння попиту на сталь і слабкий попит

Експорт чорного брухту зі США у липні зріс на 3,12%

MEPS прогнозує зростання цін на сталь у США

Витратна політика УЗ неефективна: витрачає більше, ніж заробляє – експерт

Найбільший у світі виробник урану постраждав через санкції проти Росії

Вісімдесят відсотків підприємств не мають заброньованих працівників – експерт

Каметсталь зупинила на масштабний ремонт конвертер №2

Шмигаль не може прогнозувати відключення електроенергії взимку

Держстат помітив зростання середніх зарплат в Україні

Швеція виділила Україні новий пакет військової допомоги на 400 млн євро

Імпорт сталі у США збільшився на 10% у липні

Швейцарська компанія постачатиме екологічно чистий водень у промислові райони Німеччини

На ринку будматеріалів критично не вистачає працівників

ВСІ НОВИНИ ⇢