«Укратомпром» восстановят
Точка зоруПосле создания концерна «Укратомпром» в 2007 г., а затем его ликвидации летом 2008 г., правительство к концу осени вновь вернулось к идее объединения «Энергоатома» с предприятиями ЯТЦ.
Управленческий маятник в ядерно-энергетической отрасли вновь качнуло. Премьер Юлия Тимошенко на вчерашнем правительственном совещании поручила рассмотреть целесообразность объединения НАЭК «Энергоатом» с предприятиями ядерного топливного цикла. «Энергоатом» прямо заинтересован в обеспечении собственным ядерным топливом, и я считаю, что нам нужно провести все объединительные работы. То есть все предприятия, которые имеют отношение к ядерно-топливному циклу, нужно вводить в структуру «Энергоатома»,— заявила чиновник.
По ее мнению, предприятия ядерно-промышленного энергокомплекса должны финансироваться, в частности, из оборотных средств «Энергоатома», целевых надбавок к тарифу на электроэнергию, а также кредитных ресурсов. Кроме того, на финансирование предприятий ЯТЦ предусмотрены средства в бюджете-2009. «Если не сможем финансировать в следующем году за счет оборотных средств «Энергоатома» и наценки в тарифах, значит, будем привлекать долгосрочные кредитные ресурсы»,— сказала госпожа Тимошенко.
Как известно, в конце 2006 г. правительство Виктора Януковича приняло решение о создании концерна «Укратомпром», который объединил в себе эксплуатирующую организацию в лице НАЭК «Энергоатом», предприятия ЯТЦ, отраслевые проектные институты, а также харьковское ОАО «Турбоатом». Как утверждали апологеты создания ядерного энергохолдинга, его основной целью являлась привязка отечественного уранового производства к потребностям «Энергоатома» на фоне возрастания мирового спроса на урановую продукцию. Эксплуатирующая организация, таким образом, оказалась бы застрахованной от необходимости закупки урана на мировом спотовом рынке. Позже, вооружившись опытом российского энергохолдинга «Атомэнергопром», объединившего все предприятия «мирного атома» в России, разработчики проекта создания «Укратомпрома» решили включить в состав холдинга и «Турбоатом» как единственного в Восточной Европе производителя тихоходных турбин.
Между тем проект не предусматривал прямого финансирования предприятий ЯТЦ из оборотных средств «Энергоатома». Предполагалось, что НАЭК может выступать лишь гарантом привлечения инвестиций в ядерно-промышленный комплекс. В целом же инвестиционные ресурсы планировалось привлекать посредством акционирования и капитализации «Укратомпрома» и планомерной интеграции холдинга в мировой ядерно-энергопромышленный рынок, в том числе, путем паритетного обмена активами и выхода на фондовый рынок. «Укратомпром» с момента своего создания имел немало как сторонников, так и критиков. К примеру, член группы консультантов гендиректора МАГАТЭ и экс-замминистра топлива и энергетики Николай Штейнберг назвал идею создания супермонополиста «Укратомпром» абсурдной и пригодной лишь для управления финансовыми потоками. Нынешний президент «Энергоатома» Юрий Недашковский со своей стороны напоминал о том, что объединение в одном хозяйствующем субъекте оператора ядерных установок с предприятиями ЯТЦ и энергетического машиностроения является нонсенсом в мировой практике.
Однако прожил «Укратомпром» недолго. Летом 2007 г. проект подвергся резкой критике со стороны президента Виктора Ющенко и СНБО, усмотревших в холдинге угрозу отчуждения атомных активов. А в конце прошлого года правительство Тимошенко и вовсе отменило постановление о создании «Укратомпрома», взяв курс на формирование нового концерна «Ядерное топливо Украины», который объединил в себе уже только предприятия ЯТЦ.
Вот как прокомментировал управленческие действия государства в ядерном энергокомплексе директор компании «ЭФЭН-Киев» Михаил Ватагин: «Нет ни точки отсчета, ни направления пути, ни, соответственно, результата. Есть только овечий путь движения. Когда у тебя нет стези и нет пути — ты просто мечешься из стороны в сторону. Что тут можно еще комментировать?» — сказал эксперт.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram