«В плюс мы вышли во второй половине 2009 года»
Точка зоруИнтервью с президентом «Алкоа Россия» Андреем Донцом
«Алкоа Россия», российская «дочка» американской алюминиевой компании Alcoa, в прошлом году сократила производство на четверть. И хотя рост возобновился во второй половине 2009 года, называть сроки завершения кризиса в компании не спешат. Об антикризисной политике компании, изменении внутреннего рынка алюминия и планах на будущее корреспонденту РБК daily МАКСИМУ ШАХОВУ рассказывает президент «Алкоа Россия» АНДРЕЙ ДОНЕЦ.
— Как «Алкоа Россия» отреагировала на кризис?
— В начале года Alcoa Inc объявила о масштабных мерах по снижению влияния кризиса на бизнес компании в мире, которые, в частности, включали сокращение первичного производства на 18% и численности штатного персонала на 13%, а также масштабное снижение затрат по всем направлениям.
Программа реструктуризации для России включала несколько направлений. Мы объединили некоторые производственные участки, например кузнечное и прессовое производства, оптимизировали продуктовый портфель. Агрессивно снижали издержки и уделяли огромное внимание генерированию свободного денежного потока. Ввели дискретный режим производства, то есть перестали производить продукцию на склад, а перешли на работу по конкретным заказам. Все это позволило во второй половине года выйти на положительные показатели по свободному денежному потоку и значительно, более чем на 70%, снизить запасы металла на складах.
— Какова сейчас емкость российского рынка алюминия, по вашим оценкам?
— По нашим оценкам, в 2009 году уровень потребления полуфабрикатов и конечной продукции в России составил около 550 тыс. т. В 2008 году емкость рынка была около 700 тыс. т, то есть падение составило порядка 20%. Но возможно, я не учитываю объемы импорта.
— Как снижение спроса отразилось на вашей компании?
— Наши объемы по сравнению с позапрошлым годом сократились где-то на 25%. При этом я говорю не только о прокате, но и о прессованной продукции, а также о продукции кузнечного производства. Изменился продуктовый портфель, и существенно сократился экспорт. Поэтому доля на внутреннем рынке не сократилась, а в некоторых сегментах выросла. Это связано с оптимизацией продуктового портфеля.
— Какие цели стоят перед «Алкоа Россия» в 2010 году?
— Кризис еще не преодолен, и основная наша задача в 2010 году, как и в предыдущем, — обеспечение стабильной работы заводов, сохранение наших уникальных специалистов, оборудования и технологий. Основные инвестпроекты в «Алкоа Россия» успешно завершены, и теперь мы намерены сконцентрироваться на повышении эффективности бизнеса, производительности труда и энергоэффективности, а также на создании инновационных продуктов.
— На какой спрос ориентирована продукция «Алкоа Россия»?
— На внутренний спрос, и именно внутренний рынок для нас сейчас является приоритетным. Самый крупный для нас сегмент сейчас — это полуфабрикаты для упаковочной индустрии, лента для изготовления алюминиевых банок под напитки и консервы. Среди совершенно новых масштабных проектов — развитие производства проката для баночной индустрии. В это направление было инвестировано около 150 млн долл. В результате реализации этого проекта мы теперь можем полностью обеспечить производителей алюминиевой банки в России и в странах СНГ всеми видами ленты, плюс экспортировать определенные объемы. В нашем продуктовом портфеле это существенный объем, он превышает 50%. Если говорить о традиционных для наших заводов направлениях, таких как аэрокосмическая промышленность и оборонный комплекс, — они всегда будут для нас приоритетными, хотя в связи с кризисом эти рынки серьезно сократились. Но я не сомневаюсь, что спрос восстановится. Уровень потребления алюминия в нашей стране до сих пор в 6—7 раз ниже, чем в Америке и Европе, поэтому здесь мы видим большой потенциал для роста.
— Во втором полугодии 2009 года российская экономика стала оживать, вы почувствовали это оживление?
— Да, почувствовали: во второй половине года объем заказов несколько вырос. Самым провальным у нас был первый квартал 2009 года, но начиная с третьего пошла положительная динамика. При этом рост оценивается как умеренный. Мы пока не четко понимаем, является ли этот рост следствием устойчивого восстановления спроса, либо эффектом дестокинга (истощения складских запасов у заказчиков). Но если говорить о состоянии экономики в целом в настоящий момент, у меня пока нет ощущения, что появились фундаментальные причины для существенного улучшения ситуации.
— Какие изменения произошли в активах предприятий «Алкоа» в России за четыре года после покупки прокатного производства у Rusal?
— Естественно, что стоимость активов выросла за счет капитализации инвестиций. Alcoa инвестировала действительно очень большие средства в развитие бизнеса в России. Прямые инвестиции превышают 500 млн долл., а с учетом затрат на приобретение бизнеса (около 257,5 млн долл.), а также вливаний в уставный капитал общие инвестиции превысили 1,2 млрд долл.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram