За корма Родины
Точка зоруЧасто повторяющееся в новостях слово «кризис» и падающий курс гривни заставляют украинцев массово закупать масло, крупы и сахар. Удивительно, что супермаркеты при этом показывают снижение объемов продаж. По словам продавцов, это отражение новой тенденции: украинцы снова учатся экономить на покупке продуктов.
Девять вечера, суббота. Почти пустой «Фуршет» в одном из спальных районов Киева. Трое мужчин в возрасте от 30 до 50 лет весело сооружают пирамиду из продуктов на одной из касс магазина, заваливая ее подсолнечным маслом, мукой, крупами, сахаром, ящиками печенья «Конти», банками кофе Jacobs, сухарями и пряниками, банками консервов и даже несколькими видами хлеба. «Едем в длительную командировку», – отшучиваются они от зевак-покупателей и молодой удивленной кассирши. В общей сложности они вывозят из супермаркета шесть тележек, доверху наполненных продуктами. «Кто его знает, что с продуктами перед Новым годом и после него будет», – совсем тихо доверил тайну закупок самый молодой из дружной тройки, распихивая товар по пакетам.
Кризис портит аппетит
«Может, это частный предприниматель для продажи в киосках затаривался?» – пытается объяснить описанную выше историю владелец сети «Фуршет» Игорь Баленко. В последнее время он не видит роста продаж в своих магазинах. За последний месяц средняя сумма чека снизилась на 3–5%. Аналогичную картину наблюдают и другие торговцы. «За последнюю неделю спад 3%», – сетует коммерческий директор магазинов «Край» Виталий Коба.
Причина проста: население массово экономит на еде, отказывая себе в ветчине, маслинах, итальянских макаронах и сыре. Теперь в рационе украинцев эти продукты замещают гречка, картофель и яйца. «Если люди купят 3 кг гречки и 5 л масла, это не сделает выторг магазину. Это товары эконом-класса. Премиум-сегментом или среднеценовым никто не запасается – наоборот, сокращают его потребление», – подтверждает аналитик агентства «ААА» Мария Колесник.
Данная тенденция вынуждает сети вводить собственные торговые марки продуктов, которые на 5–15% дешевле брендов. В сентябре 2008 г. Fozzy Group (ТМ «Сільпо», «Фора», «Буми-маркет») вывела новую торговую марку «Повна чаша», еще дешевле, чем «Премия». «Мы видели, что покупателям интересны продукты по более низкой цене», – объяснила руководитель департамента СТМ группы компаний Fozzy Group Галина Малярова.
Через месяц по этому пути пошла и сеть гипермаркетов «О’Кей», запустив серию продуктов под торговой маркой «Краща ціна». «Перечень позиций в потребительской корзине не сократился, но люди стали отдавать предпочтение товарам, более низким по стоимости», – поясняет коммерческий директор «О’Кей–Украина» Андрей Минеев.
Стоит делать запасы?
«Если все начнут кричать о запасах, цены сразу взлетят», – делится мыслями сотрудник бюджетной организации, закупивший три мешка картошки, крупу и масло. – Говорят, после Нового года нам перестанут платить зарплату». Подобные слухи питают население больших и малых городов и сел Украины. Родители корреспондентки «24», проживающие в Житомирской области, уже сделали традиционные запасы соли, спичек и сахара, поспешив отчитаться перед дочерью и заверив, что с этими продуктами переживали трудные времена еще их пращуры.
Впрочем беспокойство населения беспочвенно, уверяют владельцы супермаркетов. Поредеть могут только полки, заполненные импортными товарами. «Они (импортеры. – «24») приостановили закупки. Если гривня и дальше продолжит обесцениваться, закупки приостановятся, и импортный товар потихоньку исчезнет с полок», – предполагает Баленко.
В любое другое время это могло бы подтолкнуть цены на отечественные продукты вверх, но не сегодня. Рекордный урожай зерна сбил цены на продовольствие, к тому же производители сегодня очень осторожны в смене ценников. Поэтому эксперты прогнозируют даже снижение цен на съестные припасы после Нового года. Население уже запаслось непортящимися продуктами – спрос на них и на мясную продукцию будет только падать. Это не позволит производителям повышать цены, считает Мария Колесник: «Говорить о росте цен можно только тогда, когда наблюдается дефицит. Пока мы его не видим». Именно по этой причине она не собирается запасаться продуктами.
Наконец-то пригодились
Привычка делать запасы еды, сохранившаяся у украинцев с советских времен, оказалась на руку службам по доставке еды в больших объемах (25 и 50 кг) на дом. Сейчас они завалены заказами. «Гречки и риса уже нет. Покупайте муку и сахар», – хамовато ответили в одной из служб, рекламную листовку которой корреспондент «24» нашел в собственном почтовом ящике. Крупы в мешках, которые доставляются с неопределенной базы продуктов в Киеве (диспетчер не смог рассказать о происхождении товара) раскупили, несмотря на то что в магазине расфасовки по 1 кг стоят дешевле: гречка на 1 грн., а рис – на 3 грн.
Масло масляное
Правительство продолжает предпринимать административные меры, чтобы добиться снижения цен на продукты. Главным инструментом влияния остается Антимонопольный комитет. В начале ноября АМКУ предъявил претензии производителям подсолнечного масла, что при падении цен на подсолнечник осенью 2008 г. на 41% они снизили оптово-отпускные цены на масло для потребителя в среднем на 18,2%. Динамика понижения цены на этот продукт происходит очень медленно, что не соответствует реальному снижению закупочных цен на сырье, посчитали в Комитете, и дали производителям на исправление ситуации 20 дней. Уже к 24 ноября цена подсолнечного масла должна была снизиться в среднем с 10 грн./л до 7–8 грн./л. Дожидаться конечного срока производители не стали; еще на прошлой неделе масло «Щедрый Дар» подешевело с 10,5 грн./л до 8,8 грн./л, а «Олейна» – с 10,3 грн./л до 8,8 грн./л. Свое отношение к требованиям АМКУ компании не оглашают.
ПЬЮТ МЕНЬШЕ
Люди покупают меньше продуктов питания, которые не являются для них первой необходимостью. А соки относятся именно к таким
продуктам
Главный редактор еженедельника «Агроогляд: овочі і фрукти» Татьяна Гетьман рассказывает о том, что спрос на соки в супермаркетах сокращается
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram