Залог платежом красен
Точка зоруОбраз алчных банкиров, массово забирающих у заемщиков собственность, на этой неделе в сознании масс зафиксировался достаточно явно. А все из-за совещания, на котором юристы, финансисты и чиновники обсуждали возможность упрощения механизма изъятия имущества, находящегося в залоге у банка. Проще говоря, решали, как забирать добро без суда.
Угроза массовых отказов платить по кредитам, которую прочат Украине из-за ухудшения экономической ситуации и стремительного роста курса доллара, заставила банки искать механизм, позволивший бы быстро и без проблем изымать у неплательщиков имущество – то, которое они предоставили в залог.
«Было обсуждение снижения рисков неплатежей, мы делились мнениями, но никакого конкретного механизма не существует», – на условиях анонимности сообщил «Профилю» один из участников заседания, впрочем, не забыв добавить: «Пока что не существует…». В Минюсте, который был представлен на совещании министром, также не спешат уточнять детали. «Министерство юстиции может давать только правовую оценку и координировать соответствие инициатив закону, дополнительно ничего не могу сказать», – сообщил еще один аноним из ведомства. Тем не менее, специалисты банковского сектора однозначны в предположениях: процедура упрощения состоит в том, что решение о конфискации будет принимать не суд, а сам банк с помощью нотариуса.
«Сейчас процедура такова: сначала заемщику напоминают письменно, потом передают его дело в коллекторскую службу, после, по истечению определенного срока, – в суд, и в судебном порядке может быть принято решение о продаже имущества для погашения кредита, – рассказывает финансовый директор «Простобанк Консалтинг» Александр Седых. – И вот сейчас банки в условиях кризиса, когда могут возникнуть проблемы у частных лиц из-за уменьшения зарплаты или даже увольнения, хотят добиться права, чтобы решение о продаже имущества могло быть действенным на основании предписания нотариуса».
Эту идею уже активно лоббировало несколько крупных банков, как сообщил экономист Виктор Лисицкий. «Ведь страховые компании имеют право забрать застрахованное имущество без всяких судов, а у банков такой возможности нет, и это доставляет много хлопот и банкам, и вкладчикам, ведь они работают с деньгами вкладчиков, – говорит он. – А если упростить, то количество недобросовестных заемщиков сократится очень быстро».
Подстелить себе соломки банкиры решили не зря: уже сейчас фиксируется небольшой, но все-таки рост невозвратов. Если еще два месяца назад их количество не превышало 1,4%, то уже в октябре этот показатель увеличился как минимум еще на 1%. Причем, по предположениям экономистов, реальное состояние отличается от приведенных цифр, ведь многие банки не обнародуют подобную информацию.
По словам Александра Седых, косвенно об этом можно судить по росту предложений о продаже квартир. Если раньше на сайтах крупных банков давали 5–10 объявлений о продаже «залогового жилья», то сейчас эта цифра иногда достигает 80.
«Сейчас тенденция к увеличению продажи такого имущества действительно существует, но пока не носит массового характера, – рассказывает директор агентства недвижимости «Риэлтерский Дом» Генрих Людкевич. – Ведь ни банку, ни должнику невыгодно доводить до стандартных процедур отчуждения, потому что на этом теряют все. Как правило, в таких случаях банк договаривается с клиентом, что тот сам старается продать жилье либо через агентство или взамен покупает меньшую квартиру. Но такие случаи участились, это правда».
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram