У мест, но…

Точка зору

Поменяйте неудачи на одну удачу мне…

На этой неделе парламент рассмотрит проект внесения изменений в Бюджетный кодекс. Соответствующий законопроект №2709 от 10.07.08 г. народные избранники одобрили в первом чтении в начале сентября, после чего он был направлен на доработку в Комитет Верховной Рады по вопросам бюджета. На прошлой неделе премьер-министр Юлия Тимошенко поторопила депутатов с утверждением окончательной редакции изменений в Бюджетный кодекс: “Ведите переговоры с Президентом, с главой Сек­ретариата Президента, в том числе, если можете, выходите на “Партию Регионов”, но мы должны с вами до конца этой недели принять изменения в Бюджетный кодекс”. Таким образом, можно предположить, что нововведения, предполагаемые законопроектом, будут приняты в кратчайшие сроки.
Прежде всего законопроект предлагает откорректировать процедуру разработки государственного бюджета. Правительство будет обязано направить в парламент Бюджетную декларацию (сейчас она называется резолюцией) с основными макроэкономическими показателями и расчетом расходных и доходных статей бюджета не позднее февраля текущего года. В свою очередь, депутаты до 1 марта должны утвердить предложенные Кабмином показатели. Для сравнения: сейчас правительство обязано направить аналогичные данные в Верховную Раду не позже чем за четыре дня до начала пленарных слушаний по бюджету, т. е. до 1 июня текущего года. Однако срок, за который парламент должен одобрить предложения Кабмина, четко не определен.

Кроме того, Кабмин будет обязан предоставить парламентариям прогноз макропоказателей и основных статей бюджета на ближайшие три года. Это требование, по мнению авторов документа, позволит повысить эффективность исполнения бюджетных программ.

Нищим Бог подаст…

Согласно пояснительной записке к законопроекту, расчеты покажут, окажется ли у бюджета достаточно средств, чтобы реализовать намеченные программы, или нет. А сами бюджетные программы необходимо будет подавать на рассмотрение парламента со специальными сопроводительными документами, содержащими подробный отчет о механизмах реализации предложенных мероприятий и ожидаемом от них эффекте. Таким образом, речь идет о введении среднесрочного планирования расходов и доходов госказны. Эта идея отнюдь не нова и периодически “всплывает” еще со времен утверждения действующей редакции Бюджетного кодекса в 2000 г. По мнению экспертов, сам по себе такой метод планирования бюджета хорош, поскольку позволяет реализовывать длительные программы, к примеру, реформирования той или иной отрасли.

В рамках этих программ каждый год будут выделяться деньги на другие виды расходов по обновлению основных фондов. Тогда как сейчас большинство бюджетных статей, сформированных на их основе, элементарно перекочевывают из бюджета в бюджет и зачастую финансируются едва ли не наполовину. Взять хотя бы исполнение программ модернизации ЖКХ (см. БИЗНЕС №43 от 22.10.07 г., стр.26-29). В нынешних условиях это благое начинание рискует стать сугубо технической нормой Бюджетного кодекса. По словам Василия Юрчишина, директора экономических программ Центра им.А.Разумкова, среднесрочное планирование должно производиться с учетом “плавающих” показателей, которые необходимо постоянно корректировать с учетом хода выполнения бюджета текущего года. “Они должны служить своеобразными ориентирами намеченных целей для правительства”, — говорит эксперт. Помимо этого при разработке показателей Кабмин обязан будет руководствоваться программой социально-экономического развития. Однако если этот документ будет схож с нынешней Программой социально-экономического развития до 2012 г., то надежды на бурный рост благосостояния трудящихся и конкурентоспособность экономики останутся фантазиями очередного правительства (см. БИЗНЕС №39 от 29.09.08 г., стр.16-19).

Вызывает сомнения и то, что правительство сможет уложиться в новые сроки разработки и подачи Бюджетной декларации. Ведь Кабмин элементарно игнорирует почти все установленные сроки. На практике правительство выполняет предписания Бюджетного кодекса лишь в части подачи в парламент проекта Бюджета на следующий год (см. БИЗНЕС №37 от 15.09.08 г., стр.25). Кроме того, по мнению экспертов, на основании данных за первые два месяца года сложно спрогнозировать не то что макропоказатели будущего года, но и ход выполнения показателей бюджета текущего года. “Думаю, что стоило оставить действующие нормы Бюджетного кодекса без изменений, поскольку обычно о прогнозировании можно говорить исходя из данных, как минимум, за первый квартал текущего года”, — говорит г-н Юрчишин. При этом отметим, что в Российской Федерации уже несколько лет назад перешли к трехлетнему планированию федерального бюджета и особых трудностей с прогнозированием не испытывают.

Таким образом, можно предположить, что изменения сроков утверждения Бюджетной декларации ухудшит шансы Кабмина качественно спрогнозировать показатели, на которых будет базироваться будущий бюджет. Впрочем, учитывая, что за всю историю независимой Украины ни одно правительство не смогло точно спрогнозировать макропоказатели будущего года, в любом случае корректировки прогноза Кабмина не избежать (см. БИЗНЕС №29 от 16.07.07 г., стр.24, 26).
Обращает на себя внимание намерение разработчиков законопроекта убрать из ст.15 Бюджетного кодекса норму о том, что кредитные средства, которые привлекает Кабмин, могут быть израсходованы исключительно на инфраструктуру. По сути, речь идет о том, что правительство получит возможность за счет одолженных средств финансировать социальные статьи расходов. А это несет в себе большие риски, как минимум, в виде существенного роста инфляции.

Иллюзия свободы

Рекламируя новую редакцию Бюджетного кодекса, министр финансов Виктор Пинзеник прежде всего акцентировал внимание на увеличении финансовых возможностей местных властей. Так, в региональных бюджетах планируется оставлять 10% поступлений от сбора налога на прибыль частных предприятий, работающих в данном регионе, а в городах, где планируется проводить Евро-2012, решено оставлять собранный налог на прибыль в полном объеме — для реализации программ, связанных с подготовкой к Чемпионату Европы. Отметим, что сейчас не оставляют ничего. Кроме того, на местах должны оставаться и поступления от сбора налога на недвижимость. Однако закона об этом налоге пока как не было, так и нет. Помимо изменений, зафиксированных в законопроекте, правительство намерено, по словам г-на Пинзеника, в 3 раза повысить стоимость патентов на ведение игорного бизнеса. Это позволит дополнительно направить в местные бюджеты 4-4,5 млрд грн. В итоге, по расчетам Минфина, в регионах должно оставаться на 9 млрд грн. больше. Из них 5,1 млрд грн. уже предусмотрены изменениями в Бюджетный кодекс. Однако и тут не все так гладко, как рассказывают государственные мужи. В частности, согласно тем же поправкам в Бюджетный кодекс, предполагается увеличение расходов, которое должно осуществляться за счет местных бюджетов. В частности, региональные власти должны будут финансировать расходы на содержание профессионально-технического образования (в бюджете текущего года на эти нужды предусмотрено 2,5 млрд грн.), а также заведений внешкольного образования (1 млрд грн.), центров социальной реабилитации детей-инвалидов и профессиональной реабилитации инвалидов (0,1 млрд грн.) и ряд других статей. В целом же, местные власти вынуждены будут финансировать расходы примерно в 5 млрд грн. А эта сумма, если не учитывать планы правительства по введению налога на недвижимость и увеличению ставки вышеперечисленных налогов и сборов, практически равна ориентировочному размеру дополнительных доходов.

Сами представители власти в регионах восприняли возможные поправки в Бюджетный кодекса без энтузиазма. “Конечно, изменения передают часть ресурсов от сбора налога властям на местах, однако увеличиваются и расходы регионов. По сути, создается иллюзия увеличения финансовых возможностей регионов”, — говорит глава Полтавской облгосадминистрации Валерий Асадчев.

Не обошли своим вниманием авторы предлагаемого законопроекта и бюджет Киева. В частности, предлагается, что перечисление из госбюджета Киеву субвенции на выполнение функций столицы будет проходить на основании “программного документа по вопросам развития Киева”, однако о каком именно документе идет речь, разработчики не уточнили. Аналитики сходятся во мнении, что таким образом правительство намерено усилить свое влияние на столичную мэрию, с которой у нынешнего состава Кабмина отнюдь не безоблачные отношения.

Похоже, говорить о каких-либо кардинальных изменениях отношений между центром и регионами в предложенном варианте Бюджетного кодекса не приходится. Внесение изменений выгодно, скорее, правительству, особенно если парламентарии таки согласятся исключить из действующей редакции пункты о целях, на реализацию которых Кабмин может использовать кредитные средства. В таком случае г-жа Тимошенко может получить еще один источник финансирования будущей президентской кампании. Если задержится в Кабмине в будущем году…

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Посудомоечная машина: мифы и реальность

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢