Другой Виктор

Точка зору

Yanukovych Declared Victor in Ukraine Vote – «Янукович объявлен победителем» – можно прочесть и как «Янукович провозглашен Виктором». Игра слов в заголовке сообщения The Wall Street Journal как нельзя лучше иллюстрирует ироничное отношение журналистов к результатам выборов в стране, умудрившейся уже во второй раз избирать президентом человека с таким же именем, что и у предшественника. После Леонида Первого Украину возглавлял Леонид Второй. После Виктора Андреевича – Виктор Федорович. Впрочем, дело не только в имени. Янукович обречен быть антиподом Ющенко. Другим Виктором. Alter-Виктором. Так воспринимают его не только иностранцы. Этого хочет и сам Янукович. Этого ожидают от него его собственные избиратели. Возможно, именно поэтому главному «регионалу» и удалось победить. Пусть даже всего лишь на три с половиной процента, но в роли анти-Ющенко он выглядел убедительней, чем Тимошенко.

Отрицание отрицания

Нельзя, конечно, сказать, что Юлия Владимировна не старалась. Наоборот, долгое время именно Ющенко был главным объектом критики с ее стороны. Всем своим поведением премьер пыталась продемонстрировать, что «она точно не такая». И по сути… была права. Даже по своему психотипу – эмоциональная, азартная, демонстративно активная (часто до суетливости) – Тимошенко на самом деле представляется куда большей противоположностью Ющенко, чем Янукович.

А вот у двух Викторов общего гораздо больше, чем принято считать. Оба неторопливые, с плохо подвешенным языком (недаром Ющенко в свое время выбрал своим девизом слоган «Не словом, а делом»), оба – сибариты-гедонисты, предпочитающие проводить время за городом, вдали от столичного шума. Ну разве что трипольские горшки Януковичу заменяет теннисная ракетка, а поездкам с фотоаппаратом по историческим местам без пяти минут президент предпочитает охоту. И все-таки… На выборах, подводящих черту под эпохой революции 2004 года, ключевую роль по-прежнему играла «цветовая» маркировка. И какой бы белой и пушистой – или наоборот, красно-черной – ни была колористика предвыборных роликов Тимошенко, для большинства украинцев лидер БЮТ оставалась «оранжевой». «Принцессой Майдана». Просто для одних избирателей это был плюс, а для других – минус. И последних на выборы пришло немного больше. Маятник качнулся в другую сторону…

По той же инерции и Януковича сейчас многие воспринимают как «Ющенко наоборот». Отсюда страхи той украиноязычной интеллигенции, которая призывала 7 февраля голосовать «за меньшее зло». Если третий президент считал своей задачей максимально расширить сферу употребления украинского языка, то новая власть, по представлению этих людей, непременно будет стремиться ее сузить, причем едва ли не насильственно. Если Ющенко тянул Украину в НАТО – то Янукович едва ли не на следующий день запишется в ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности). Пять лет учебники истории переписывали в духе героизации ОУН и УПА – теперь их обязательно будут утверждать чуть ли не в Москве. Отсюда злорадство идейных «борцов с украинским буржуазным национализмом». «Наши», мол, победили – сейчас мы этим «бандеровцам» покажем!

Только ни сам Янукович, ни его ближайшее окружение ничего такого показывать не спешат. Вероятнее, наоборот. Даже сомнительный, с юридической точки зрения, указ о присвоении Степану Бандере звания Героя Украины отменять не торопятся. Можно представить, какие разочарования ждут «реваншистов» впереди… И совсем не потому, что новая власть пытается придерживаться некой усредненной линии поведения, как это делал, скажем, Кучма. Леонид Данилович, безусловно, рад «обнулению», но в данном случае скорее выдает желаемое за действительное.

Просто Янукович, в отличие от Ющенко, совершенно не одержим идеологической миссией. Даже не признаваясь в этом публично, он чувствует свою слабость в гуманитарных вопросах. И, по большому счету, не испытывает к ним повышенного интереса. Находясь в оппозиции, лидер «регионалов», конечно, вынужден был реагировать на инициативы Виктора Первого. Иногда даже бурно. Но не более того. Так что, наверное, негласным лозунгом гуманитарной политики новой власти станет принцип: живи и дай жить другим. Если не на индивидуальном, то на региональном уровне. Такой вот, с позволения сказать, «культурный федерализм».

Управдом вместо мессии

Сразу после выборов Янукович обратился к своим избирателям по-русски. И это вызвало бурю возмущения у тех, кто еще недавно уверял, что вопрос языка для большинства украинцев не входит и в десятку приоритетных. Приоритеты у украинцев действительно совсем другие. Да и во время нынешней кампании «регионалы» главный акцент делали совсем не на традиционных для них лозунгах защиты русскоязычного населения. А на обещании экономической стабильности, социальной защиты и эффективного управления. Власть при президентстве Ющенко была удивительно беспомощной. И именно этим, а совсем не гуманитарной политикой Виктора Андреевича, украинцы были недовольны больше всего, причем и на востоке страны, и на западе.

Тимошенко интуитивно уловила это настроение, когда бросилась рассуждать о «сильной руке» и диктатуре. Но удар прошел мимо. Избиратель, как оказалось, совсем не собирается уступать свои права и свободы первому встречному, не понимая толком, что получит взамен. А под «твердой рукой» понимает в первую очередь власть, способную чистить улицы от снега и льда и вовремя вкручивать лампочки в подъездах. Если этого не происходило при президенте Ющенко и премьере Тимошенко, то и обещаниям их не очень-то поверили. В 2010 году украинцы выбирали не мессию и не диктатора, а всего лишь толкового управдома. Именно поэтому гламурная и кичащаяся тем, что ее «принимают в Европах», Юлия Владимировна проиграла не слишком презентабельному, но в целом более адекватному Виктору Федоровичу.

Януковичу теперь важно не подхватить «звездную болезнь». И понять, что результаты его работы будут оценивать не по количеству зарубежных визитов и выученных английских слов. А по тому, насколько власть будет справляться с прямыми своими обязанностями, начиная с восстановления элементарного порядка в управлении, и обязательствами, включая разрекламированное в ходе избирательной кампании повышение социальных стандартов. Шаг назад и даже топтание на месте могут нанести непоправимый ущерб репутации. Окажется Янукович толковым управдомом – имеет все шансы войти в историю как «анти-Ющенко». Не справится – будет признан таким же. Со всеми вытекающими последствиями.

Водные процедуры

Списать возможные неудачи на ограниченность собственных полномочий четвертому президенту вряд ли удастся. Во-первых, за эту редакцию Конституции Виктор Федорович и его фракция в свое время голосовали двумя руками – в буквальном смысле. Да и в последней кампании Янукович обещал не сворачивание, а углубление политической реформы. Во-вторых, украинский избиратель вообще не склонен углубляться в конституционную казуистику, возлагая всю полноту ответственности за положение дел в стране на президента. Кто сомневается, может спросить у Ющенко с его пятью с половиной процентами на выборах.

Кстати, у Виктора Андреевича в начале его каденции полномочия были вполне кучминские. А толку? На должность премьера безо всякой коалиции (по тогдашней Конституции в ней не было необходимости) он добровольно усадил будущую могильщицу его политической карьеры. Потому что считал нужным соблюдать подписанную когда-то бумагу. Может, и не в бумаге дело… В 2005-м должности получили практически все, кто стоял на Майдане. Так называемые «любі друзі». По сути, удушившие Ющенко в своих объятиях.

У Януковича, впрочем, как у любого победителя, потенциальных «любих друзів» тоже хватает, как бы он их ни называл. И соратники свято верят, что именно они выковали ему победу. При этом полномочий у избранного президента намного меньше, и Виктор Второй изначально воспринимается как куда более слабая фигура. Некоторые «особо приближенные» уже считают допустимым пояснять журналистам, «что именно имел в виду лидер», корректируя его слова на свой вкус. Хотя на это их, в общем-то, никто не уполномочил.

Янукович сильно рискует: лидер, проигравший борьбу с собственным окружением, может уже в самом начале своего президентства превратиться в «голого короля». Ющенко, правда, в этом качестве чувствовал себя вполне комфортно. Но ему повезло – экономическая ситуация позволила ему пролежать в «теплой ванне» практически весь отведенный Конституцией срок. На реинкарнацию Виктора Андреевича украинской экономике, не говоря уже об избирателях, терпения может и не хватить.

Сами себе реформаторы

Собственно, экономический кризис был и остается главным вызовом, с которым пришлось бы столкнуться любому новоизбранному президенту. Тимошенко, правда, не нужно было бы долго входить в курс дела – к нынешнему предынфарктному состоянию она привела страну своими руками. Януковичу еще только предстоит провести аудит, чтобы понять, что именно достается ему в наследство. Но времени для ревизии не так уж и много – пациент должен как минимум дотянуть до обнародования результатов анализов. Зато у главного оппозиционера, как у новичка, есть пусть и минимальный, но запас доверия. Если терапия будет интенсивной, этот запас должен позволить хотя бы привести экономику в чувство.

Другое дело, что с международной неотложкой в лице МВФ у лидера «регионалов» отношения не самые лучшие: во время выборов Янукович открыто обвинял Фонд в финансовой поддержке Тимошенко, по ходу критикуя «кабальные» условия предоставления международной помощи. Теперь деньги придется брать далеко не на льготных условиях, подставляясь под критику новоиспеченной оппозиции. А Вашингтон вряд ли откажется от требования максимального сокращения государственных расходов, собственно этим ставя под вопрос выполнение главного предвыборного обещания «регионалов» о повышении социальных стандартов. И отшутиться, как это было во время выборов, анекдотом про тумбочку, в которой всегда найдется нужная сумма, уже не удастся.

Выходом может быть нестандартный ход, которого от Януковича, в общем-то, не ожидают. По меньшей мере, те из оппонентов и экспертов, которые судят о манерах лидера ПР по опыту 2002–2007 годов. Передав, скажем, портфель премьера либеральному реформатору, готовому взять на себя ответственность за непопулярные меры. На роль такого камикадзе уже успел предложить самого себя Сергей Тигипко. А Давид Жвания рекомендует Арсения Яценюка. Зачем это претендентам на роль «третьей силы» – понятно. Особенно если местные выборы действительно будут отложены в дальний ящик. А для «регионалов» оба варианта привлекательны тем, что позволяют – хотя бы гипотетически – сконструировать коалицию с «нашеукраинцами». Которая ну никак не лепится под премьера из рядов ПР.

Впрочем, сам Янукович, похоже, к такому сценарию не готов. И еще больше не готово его окружение. Эти люди действительно привыкли брать всё и сразу. А реформаторами они себя считают не меньшими, чем кандидаты «со стороны». Недаром ведь Виктор Федорович так рекламировал подготовленную под эгидой Рината Ахметова экономическую программу, осуществить которую брался еще будучи премьером. Янукович почему-то уверен, что достаточно вооружить ею человека понадежнее и строго спрашивать за выполнение каждого пункта, и реформы будут осуществлены. При подобном подходе фамилия премьера не так уж и важна. Не подойдет один – поручит другому. «Прагматичный подход», – как любит в последнее время выражаться Виктор Федорович.

Удобный партнер

Оптимизму команде Януковича придает и международный контекст. Быстрота, с которой победу нового президента поспешили признать на Западе (Саркози и Баррозу не просто опередили Медведева с Путиным, но и успели объявить «образцом для всего региона» победу главного «регионала»), убеждает их, что отношение к политике новой власти будет как минимум благожелательным. Да и как может быть иначе, если внешнеполитическая стратегия Януковича – во всяком случае, в том виде, как ее доносят слушателям и в Европе, и в Соединенных Штатах, и в России – сводится к тому, чтобы говорить партнерам то, что они хотят слышать. Главный принцип: избегать любых конфликтов по всему «периметру интересов».

Безусловно, у подобной стратегии есть естественные ограничения – если она и будет работать, то только до тех пор, пока между самими партнерами не возникнут непреодолимые противоречия. И тогда компромисс с одним из них неизбежно приведет к конфликту с другим. Но пока Москва и Вашингтон «перезагружают» свои отношения, россияне отходят от эйфории «возмездия Ющенко за Оранжевую революцию», а Европе от Украины нужен только стабильный транзит газа – такая внешняя политика может быть довольно успешной. А при благоприятных обстоятельствах «геополитической передышки» может хватить и на всю президентскую каденцию Виктора Второго.

Виктор Первый, кстати, уже успел приревновать своего преемника. Расценив нежелание конфликтовать с Россией как «сдачу национальных интересов». Правда, перспектива превращения Януковича в «малороссийского губернатора», похоже, пока существует только в воображении Ющенко. Не стоит спешить записывать грядущую пятилетку в «потерянное время» и в отношениях с Европой. За несколько дней, прошедших со времени победы Януковича, Киев уже дважды получил сигнал, которого не мог добиться за всю каденцию Ющенко. Не самых последних в евросообществе людей вдруг осенила мысль, что Украине обязательно нужно предоставить перспективу членства в ЕС. Причем закрепив эту перспективу документально.

Нет, что ни говори, а Янукович – партнер очевидно удобный для Брюсселя. Перед «оранжевыми» революционерами еврочиновники все же чувствовали себя обязанными. И уже поэтому не спешили выполнять обязательства. С главным «регионалом» можно выстраивать вполне прагматичные отношения. Как с Кучмой. Леонида Даниловича ведь тоже считали «условно европейским политиком». В том смысле, что с «его Украиной» интегрировались строго по мере выполнения условий, предусмотренных соглашениями с ЕС.

И ничего предосудительного в этом для самого Виктора Федоровича на самом деле нет. Что бы ни говорили оппоненты. Еще несколько дней назад они ведь уверяли, что новому украинскому президенту и руки на Западе никто не подаст. А поздравительные телеграммы посыпались как раз от тех лидеров, которые якобы поддерживали другого кандидата. От журналистских игр с именем победителя украинских выборов может быть даже польза – может, читатели больше узнают о новом президенте страны, граничащей с Европейским союзом. Ведь они так мало знают о государствах, расположенных на одном с ними континенте. Еще 100 лет назад одна французская энциклопедия, без всякой, заметьте, иронии, утверждала, что русский царь Иван IV был «прозван Васильевичем за свою жестокость».

Алексей Мустафин

Новини

21 Березня 2025

Китай різко скоротив імпорт товарів і авто зі США через торгівельну напругу

Інвестори в зелену енергетику закликали державу покращити умови оподаткування галузі

США прагнуть включити в угоду з Україною про копалини контроль над АЕС 

Ціна міді досягла максимуму за 5 місяців через побоювання щодо мит Трампа

Єврометалургія під загрозою: EUROFER вимагає рішучих кроків

POSCO відмовилась від своєї частки в японській Nippon Steel

Жежелівський кар’єр повторно виставили на продаж

Укрлітій захищає право на розробку Полохівського родовища літію

Fitch переглянуло прогнози цін на метали та сировину на 2025-2027 роки

20 Березня 2025

Експерти продовжують лякати високими цінами на харчі через підвищення тарифів УЗ

Норвегія має намір запровадити CBAM з 2027 року

Представники бізнесу закликали не відновлювати планові перевірки надрокористувачів

Експорт феросплавів зріс у 35 разів на початку 2025 року

За період повномасштабного вторгнення ворог пошкодив 385 об’єктів припортової інфраструктури

Ferrexpo ініціює міжнародний арбітраж проти України

Без роботи у 2024 році залишався кожен сьомий українець

ВСІ НОВИНИ ⇢