«Газпром» наступил на ценовые грабли
Точка зоруДискуссия о газовом долге на уровне монополий трансформируется в диалог глав двух государств, что дает возможность украинскому Секретариату Президента реализовать «жажду руля» в решении газовых вопросов.
НА ЭТОЙ неделе менеджмент «Нафтогаза Украины» обнародовал варианты решения проблемы газового долга — от привлечения транша Международного валютного фонда до получения предоплаты от российского «Газпрома» за часть услуг транзита российского газа в Европу. Причем складывается впечатление, что адресатом этих заявлений является не российская сторона, а украинские высокопоставленные чиновники, истерическую реакцию которых на риск возобновления газовой войны надо погасить в первую очередь. Тем более что непосредственному кредитору, «Газпрому», исключительно выгодно подлить масла в огонь внутриукраинского противостояния.
Азиатский ценовой ступор
К началу ноября продолжился рост цен на газ, ввозимый в РФ из Средней Азии. В споре о новых более высоких закупочных ценах «Газпром» до сих пор не подписал соглашения с Казахстаном и Туркменией. В ходе переговоров этим странам выставляется за образец уже подписанный договор с соседним Узбекистаном, но пока тщетно. Указанное соглашение с Ташкентом предусматривает рост цен с полугодичным лагом в 30 тыс./м3. Это $130 тыс./м3 в первом полугодии 2008 года, $160 тыс./м3 — во втором полугодии и $180 тыс./м3 — с начала будущего года.
Ценой достижения «Газпромом» такого умеренного консенсуса в ценовом споре с Ташкентом стало решение поделиться своими экспортными прибылями с группой офшорных компаний Zeromax, за которой, судя по всему, стоят интересы части высшего политического истеблишмента Узбекистана. В случае с Казахстаном и Туркменией такого консенсуса пока нет. Соответственно и цены импорта газа в РФ на 2009 год тоже нет. Хотя «узбекский» уровень роста цен до $180 тыс./м3 на 2009 год пока явно не устраивает Казахстан — эта страна с начала этого года уже экспортирует в РФ газ по цене почти подобного уровня, то есть $170 тыс./м3.
Еще более настойчива в ценовых переговорах с Москвой Туркмения. Его официальная позиция состоит в намерении добиваться согласования новых «справедливых» рыночных цен экспорта газа в РФ по очень жесткой для «Газпрома» схеме — судя по заявлениям официальных лиц Ашхабада, цена газа, который продается на границе с Узбекистаном уполномоченным структурам «Газпрома», должна быть равной ценам «Газпрома» на границе Украина/ЕС (это $270 тыс./м3 на границе со Словакией и более $300 тыс./м3 на границе с Румынией) минус затраты на транспортировку. Эта формула означает, что импорт газа из Туркмении для РФ в следующем году должен начаться по ценам не менее 210–240 тыс./м3.
Секрет пожарных темпов
Подписанные в начале осени два украинско-российских газовых меморандума вынудили «Газпром» сделать невозможное — согласиться на удорожание с 2009 года стоимости транзита газа через территорию Украины более чем на 100% при росте цен импортируемого газа на 30–35%. В самом прецеденте подписания российской стороной документов, содержащих подобные условия, скрыт подвох.
События октября позволяют обозначить два веских экономических аргумента в качестве основных объяснений неожиданной сговорчивости «Газпрома». Во-первых, к октябрю разразился неожиданный кризис в обычно очень спокойных ценовых отношениях между «Газпромом» и производителями газа Средней Азии. Азиаты перестали идти на ценовые уступки. Следовательно, «Газпрому» срочно понадобилось закрыть свою незавидную перспективу на 2009 год хотя бы контрактами с Украиной. Во-вторых, податливость «Газпрома» объясняется лавинообразным падением спроса на российский газ в Европе. Его потребление из-за кризиса только в сентябре упало на 8 млрд. м3. При годовом уровне импорта в ЕС более 150 млрд. м3 российского газа это снижение выглядит существенным (если такая динамика сохранится еще полгода, спрос упадет почти на треть). Учитывая данные факторы, вполне понятно, почему во всех документах фигурировала довольно странная дата — 1 ноября — как окончательный срок для подписания коммерческих соглашений с обозначением цены хранения газа, цены импорта, а также стоимости и объемов транзита на 2009–2019 годы. Причем на таких ускоренных темпах настаивал и Секретариат Президента Украины.
Пристало ли Украине до такой степени проникаться «пожарными» проблемами «Газпрома»? Причем делать это, несмотря на падение цены газа на рынках ЕС и явной заинтересованности Киева в затягивании переговорного процесса. Если, конечно его приоритетной целью является получение низкой цены, а не вопрос «кто и как все это в стране будет делить».
Окончательный текст газового соглашения глава правления НАК «Нафтогаз Украины» намеревался одобрить во время своего визита в Москву 31 октября. Однако газовое соглашение не было подписано ни через неделю, ни через две, а «Газпром» после небольшой паузы вдруг забыл о «пожарных сроках».
ДОЛГОВАЯ ЗАЦЕПКА
Как повод для внезапной проволочки переговоров российская монополия выбрала уже решенную, казалось бы, проблему — обозначенную в газовых меморандумах схему погашения взаимных долгов между «Нафтогазом Украины» и офшором RosUkrEnergo (RUE), накопленных в 2006–2007 годах. По этой схеме НАК обязался погасить встречный долг перед RUE за текущие поставки в сумме $1,3 млрд. взамен зеркального шага — решений «Газпрома» и RUE взять на себя ответственность за долги, возникшие перед «Нафтогазом Украины» у ЗАО «УкрГаз-Энерго» (УГЭ). Это ни много ни мало доля дивидендов НАК в ЗАО на сумму не менее $500 млн., а также непредоставленная ЗАО бухгалтерская отчетность за переходящий газа и его поставку в первой половине 2008 года на сумму $700 млн. Еще минувшей весной СБУ пыталась возбудить по последнему факту дело о контрабандном перемещении газа через границу, но безуспешно. Суть долгового компромисса состояла в почти полной взаимной «зачетности» сумм: структуры «Газпрома», RUE и УГЭ должны НАК не менее $1,2 млрд., и НАК должен им $1,3 млрд.
Однако к середине ноября события неожиданно начали развиваться по другому сценарию. Президент РФ Дмитрий Медведев, номинальный начальник премьера Путина, подписавшего с Украиной газовый меморандум, возмутился долговой частью соглашения. Он потребовал от Киева сначала заплатить пеню в размере $0,2 млрд. и весь суммарный долг $2,2 млрд., который накопился в «волшебном треугольнике» компаний НАК — RUE — УГЭ. А после погашения обязательств хоть трава не расти — пусть Киев сам решает свои проблемы с долгами RUE и УГЭ, если, конечно, сможет выловить в офшорах их бенефициарных учредителей.
ДЕЖАВЮ 2007 ГОДА
Вскоре после данного поворота событий 19 ноября представители «Газпрома», казалось бы, открыли все свои карты с долговой проволочкой. Официальные лица этой компании предложили главе НАК рассмотреть возможность погашения указанного суммарного взаимного долга в размере $2,4 млрд. в счет… зачета этой суммы в качестве оплаты «Газпромом» транзита газа через Украину в 2009–2019 годах. Реакцией на такое любопытное предложение стало не менее оригинальное заявление неназвавшихся киевской прессе представителей Кабинета Министров Украины, которые 25 ноября сообщили о том, что «украинская сторона готова закрыть долг перед «Газпромом» и RUE, заплатив им все $2,2 млрд. без пени с условием выкупа у RUE 11.5 млрд. м3 газа по цене $200 за тысячу кубометров» В тот же день, 25 ноября, представители «Газпрома» заявили, что «Нафтогаз» взял обязательство до 1 декабря погасить все долги, «после чего стороны продолжат работу по реализации положений межправительственного меморандума от 2 октября».
Каким образом НАК собирается вернуть указанную сумму без внесения поправок в государственный бюджет-2009 — неясно. Пожалуй, наряду с непонятным (с рыночной точки зрения) ускорением переговорного процесса данный вопрос для газового рынка Украины станет еще одной загадкой нынешней газоторговой контрактной кампании. Потому что в настоящий момент выплатить такую сумму «Нафтогаз» вряд ли сможет без участия украинского парламента, а работа его на долгое время парализована из-за отставки спикера Арсения Яценюка. И вряд ли можно списать на простое совпадение тот факт, что «Газпром» озвучил свои претензии как раз во время разворачивания этой внутриукраинской политической коллизии.
Подсказка к решению сразу обеих загадок на минувшей неделе прозвучала из уст представителей Секретариата Президента, которые не критиковали готовность «Нафтогаза» к 1 декабря погасить и взять на себя весь суммарный долг. Вместо этого со стороны Банковой раздалось гневное предупреждение о том, что «Президент Украины будет сам решать проблему поставок газа из РФ, если правительство Тимошенко не решит этот вопрос до 26 ноября».
Судя по такому очередному пожарному повороту событий, когда НАК поставлен перед условием «выполнить до 26 ноября то, что договорился сделать до 1 декабря», перед этой компанией появилась незавидная перспектива повторения сценария газовой контрактной кампании 2006–2007 годов. Тогда Президент Ющенко, как говорят злые языки, с подачи заместителя главы секретариата Шлапака попытался реализовать идею-фикс одного из соучредителей RUE. Ранее глава украинского государства достиг с тогдашним президентом РФ Владимиром Путиным договоренности о сотрудничестве в газовой сфере по схеме распочкования и без того разросшихся по Украине капиталов группы RUE в форме «создания СП-1, СП-2, СП-3». Ныне секретариат прозрачно намекнул правительству Тимошенко об истинных причинах возникновения «пожарных темпов» у переговорного процесса. Ведь Путин, конечно, перешел на другую должность, но указанные газовые соглашения Ющенко — Путин никто официально не денонсировал.
ШАНС НА ПОБЕДУ С ТЕХНИЧЕСКИМ ГАЗОМ
Правда, у такого сценария срыва газовых переговоров есть очень существенный коммерческий нюанс, который пока не использует команда премьер-министра. Он заключается в том, что заключенный в октябре меморандум между НАК и «Газпромом» предусматривает увеличение платы за транзит газа через Украину в два раза. Обязательство это содержится в пункте 3.3 этого соглашения: «Стороны до 1 ноября 2008 года подпишут долгосрочный контракт по транзиту газа через территории Украины. Размер транзитной ставки определяется сторонами на уровне 2008 года и будет коррелироваться с понижающим коэффициентом на цену 6,4 млрд. за кубометр, необходимого для функционирования газотранспортной системы «Нафтогаза». «Нафтогаз» гарантирует ежегодный транзит российского газа ежегодно на уровне 2008 года, но не ниже 120 млрд. м3 в год».
Указанная в этом пункте «корреляция с коэффициентом» — большой сюрприз то ли от «Газпрома», то ли против него. На первый взгляд этот пункт меморандума означает для Киева видимый проигрыш. Потому что по меморандуму ставка тарифа $1,7/тыс. м3 на 100 км сохранит на нынешнем уровне суммарный платеж «Газпрома» за транзит по 900 км от границы Украина/РФ до границ Украина/ЕС. Отметим, что пока он составляет $15,3/тыс. м3 за маршрут, что на целых 75% ниже, чем средневзвешенные показатели транзита в странах Восточной Европы. Если суммировать эти доходы, выйдет, что при перекачке 115 млрд. м3 транзитного российского газа в год этот платеж будет приносить НАК «Нафтогаз Украины» в 2008–2018 годах по $1,7 млрд. в год.
Но в пункте, закрепившем сюрприз с «корреляцией с коэффициентом», НАК явно выторговал себе нешуточный бонус. Он касается технического газа, который ранее «Газпромом» не оплачивался, поскольку считался его собственностью, временно закачанной в нашу ГТС (оплачивались только услуги по хранению и транзиту). Теперь же «Газпром» согласился выплачивать Украине стоимость технического газа. В итоге получается фактическое удвоение цены транзита газа через Украину. Потому что исходя из того же пункта меморандума с 1 января 2009 года при ориентировочной цене импорта в Украину газа «пусть даже» в размере $240/тыс. м3 «Газпрому» придется добавлять к указанной сумме $1,7 млрд. — стоимость 6,4 млрд. м3 технического газа, то есть еще $1,5 млрд.
Таким образом суммарные платежи «Газпрома» за транзит должны составить $3,2 млрд. вместо нынешних $1,7 млрд. И при этом никакой «газовой войны». Подводя итоги такого развития событий вокруг газовых переговоров, можно, конечно, согласиться с Секретариатом Президента — премьер Тимошенко должна умудриться сорвать переговоры с «Газпромом». И сделать это так, чтобы Президент успел до начала 2009 года «урегулировать проблему» в новом формате, тандеме Ющенко — Медведев. Однако очевидные преимущества меморандумов за подписями Тимошенко и Дубины трудно будет нивелировать простым возобновлением прежних схем.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram