Питер Гавами: Миру не избежать второй волны экономического кризиса

Точка зору

В то время как политики излучают все больше оптимизма по поводу выхода мировой экономики из кризиса, представители рынков капиталов эти радужные настроения не разделяют. Они уверены, что миру не избежать второй волны экономического кризиса. И для этого есть по меньшей мере три причины. Что это за причины, у кого больше шансов попасть под «вторую волну», почему Украина может не бояться дефолта и каковы реальные сроки окончания кризиса «Инвестгазете» рассказал Питер Гавами, глава управления глобальных рынков компании «Тройка Диалог». И он знает, что говорит, поскольку до того как прийти во вторую по размеру инвесткомпанию России, Гавами занимал руководящие посты в инвестбанке Lehman Brothers, в швейцарском UBS, а также в инвестподразделении крупнейшего африканского банка Standard Bank.


Питер, в последнем квартале прошлого года в западных странах прозвучали заявления о выходе мировой экономики из кризиса. Сегодня же на рынках опять нагнетаются мрачные настроения. На ваш взгляд, кризис — позади?

В начале этого года компания McKinsey провела очень интересное исследование о влиянии финансово-экономических кризисов на соотношение долга стран к ВВП. Аналитики компании проанализировали причины и последствия около 40 пузырей, лопнувших в мировой экономике за последнюю сотню лет, и обнаружили, что кризисы, вызванные этими пузырями, приводили к снижению отношения совокупного долга государства, частных лиц и корпораций внутри страны к ВВП — в среднем на 25% в каждом случае. То есть государства выходили из кризиса, только достигнув снижения этого соотношения на четверть.

Результаты данного исследования можно примерить и к нынешнему кризису – он также стал последствием классического пузыря как на рынке недвижимости в США, так и на глобальном рынке кредитования.


И насколько близки мы сегодня к такому снижению?

Процесс еще даже не начался. В частном секторе уровень задолженности значительно снизился, но корпоративные (и особенно – банковские) долги взяло на себя государство. То есть валовое соотношение долга к ВВП практически не изменилось. Выходит, что по историческим меркам мы еще очень далеки от того, чтобы говорить об окончании кризиса — от снижения соотношения долга и ВВП на 25%.


То есть рынки ожидают новой волны кризиса?

На мой взгляд, суть вопроса была очень хорошо сформулирована в этом году на одной из сессий Всемирного экономического форума в Давосе. Я немного «обновлю» этот тезис и сформулирую его так: главный вопрос уже не в том, настигнет ли мир вторая волна кризиса, а что именно станет причиной новой рецессии.

Каковы варианты ответа?

Их три. Первый – новый кризис будет вызван рядом суверенных дефолтов. Второй – кризис станет результатом «чрезмерности» регуляторных мер, которые страны спешат ввести сегодня. И третий — кризис станет следствием усиления протекционизма в торговле. Ведь сегодня мы наблюдаем усиление всех трех тенденций.


И к какому варианту склоняются рынки?

К тому, что каждый регион «подорвется» на своей причине. Самым ярким примером первой угрозы, к примеру, сегодня является Греция. Хотя ситуация, похоже, идет по пути разрешения, это не означает, что риск полностью нейтрализован. В свою очередь, возобновление рецессии в странах европейской периферии по принципу домино накроет весь европейский рынок. И хотя не факт, что в результате он погрузится в рецессию в понимании фактического сокращения объемов ВВП, но темпы его восстановления наверняка еще больше замедлятся.

Украина и Россия — также в первой зоне риска?

Для России вопрос суверенного долга не стоит как таковой. Фактически до кризиса в России кредитование было развито недостаточно, к тому же она вошла в кризис с $6 млрд. в международных резервах. При этом экономическая политика Москвы в период кризиса, на наш взгляд, была очень разумной. Правда, в России была большая долговая нагрузка у корпоративного сектора. Но наш прогноз по РФ достаточно позитивный. По прогнозам МВФ, рост ВВП в стране в нынешнем году составит 3%, но по нашим оценкам, он достигнет 5% в год. 

Но в Украине совсем другая история: для нее вопрос суверенного долга действительно актуален.

Это может поставить нас в один ряд с Грецией, на ваш взгляд?

Нет. Украине в принципе не угрожает дефолт по одной простой причине. Она так стратегически важна как для ЕС, так и для России, что я уверен: они сделают все от них зависящее, чтобы не допустить развития худшего сценария (то есть дефолта) в вашей стране.

Что угрожает США?

Ситуация в Соединенных Штатах — яркий пример второй названной мной угрозы. Одна из главных тем здесь — регуляторный удар, который руководители США, как и ЕС, готовятся нанести по бизнесу.

Банки считаются главными виновниками кризиса. В результате президент США Барак Обама обещает ввести налог на активы крупнейших банковских учреждений. Но это слишком упрощенный подход к слишком сложной проблеме. Если регулятор введет новый налог для банков, те просто-напросто переложат этот налог на плечи своих клиентов – предоставляя кредиты, учтут его при расчете процентной ставки. Соответственно, бизнес сможет привлекать средства на менее выгодных условиях.

Но это плохо для экономики. Бизнесу нужны дешевые деньги, чтобы возобновить работу, завести экономику и дать рабочие места безработным. Если изменять регулирование необдуманно и не взвесить все «за» и «против», это может привести к тому, что кризисные времена будут тянуться значительно дольше.

Государства выходят из кризиса только когда отношение долг/ВВП падает на 25%

Каковы шансы обойти эту проблему?

Главная сложность в том, что донести этот месседж до правительств банкам теперь крайне тяжело: из-за кризиса доверие к ним совсем упало.

Но интересно то, что довести эти аргументы до сведения правительств и добиться отказа от слишком болезненных для бизнеса решений сейчас активно пытаются корпорации – клиенты банков. Именно с этой целью многие руководители бизнесов посетили, к примеру, в этом январе Всемирный экономический форум.  

Кто пострадает больше всего от третьего фактора – торгового протекционизма?

Примеры ужесточения правил торговли и расцвета защитных мер сегодня можно увидеть в целом по всему миру.

Какой фактор, в таком случае, больше других угрожает развивающимся рынкам?

Я думаю, что если вторая волна кризиса нахлынет, она с куда большей вероятностью появится на Западе, чем в развивающихся странах. В самом начале нынешнего кризиса много говорили о том, что взаимосвязь между ними и развитыми странами будет разорвана. То есть кризис в западном мире не окажет большого влияния на развивающийся мир.

Но тогда такого разрыва не произошло, развивающиеся страны также были задеты кризисом. Зато его признаки мы наблюдаем сейчас, хотя и не в той форме, в которой ожидали. «Отцепление» развивающихся рынков от развитых произошло в вопросе темпов восстановления и роста экономик богатых и бедных стран. Западные государства – США, Великобритания, континентальная Европа и Япония – показывают куда меньшие темпы роста, чем развивающиеся рынки.

Украине дефолт не угрожает

Сомнений в том, что вторая волна кризиса будет, практически нет?

Скажем так: она очень вероятна. Возможность второй волны кризиса увеличивается по той простой причине, что сегодня очень велика вероятность ошибок политиков. К примеру, одни разрабатывают, а некоторые – как в США – уже приступили к реализации мер по прекращению стимулирования экономики. Но экономисты в один голос предупреждают: если прекратить помощь экономике слишком рано, это приведет к повторной рецессии.

То же самое на уже упомянутой периферии Европы. Сегодня рынки вынуждают Италию, Испанию, Португалию и Грецию значительно снизить свои бюджетные дефициты. И под этим давлением правительства этих стран начинают вводить жесткие фискальные меры. Но делают это как раз в тот момент, когда экономисты утверждают: данным государствам просто необходимо продолжать массированные бюджетные вливания экономику. В результате, даже если эти страны избегут суверенных дефолтов, именно здесь, на европейской периферии может начаться вторая волна рецессии.

Сколько времени может понадобиться, чтобы мировая экономика вышла из кризиса, то есть достигла снижения соотношения долга и ВВП на 25%?

Звучали многочисленные прогнозы о том, что 2010 год станет годом выхода из кризиса, однако события последних нескольких месяцев поставили такой сценарий под вопрос. Вторая половина 2010 года станет решающей с точки зрения понимания, выйдем ли мы из кризиса или будем продолжать жить в нем еще несколько лет.

Питеру Гавами 41 год. В прошлом – руководитель глобального подразделения сырьевых рынков в банке UBS, руководитель подразделения рынков капитала в России и странах СНГ банка Lehman Brothers. Позже перешел в Standard Bank, где занимал пост гендиректора по России и странам СНГ и входил в состав исполнительного комитета международного подразделения корпоративно-инвестиционного блока группы Standard Bank. В сентябре 2009 года, после приобретения Standard Bank пакета акций у Группы компаний «Тройка Диалог», возглавил здесь управление глобальных рынков.

Дария Рябкова

Новини

24 Квітня 2024

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

Постачальник китайсьих труб Vorex зриває програму буріння Укргазвидобування

Для відновлення енергосистеми треба запровадити графік підвищення тарифів на електрику – експерт

У березні Україна імпортувала 8,44 тис тонн довгого прокату

Фонд підтримки енергетики України зібрав 410 млн євро

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

Україна примусово забере у росіян 92,67% акцій Енергомашспецсталі

Світове виробництво сталі у березні скоротилося на 4,3%

ВСІ НОВИНИ ⇢