Это не тот кризис, когда надо сворачивать бизнес
Точка зоруОжидания хороших новостей и «разворотов» на рынках все чаще сменяются приступами пессимизма. Сегодня, после того как «отработал» небольшой запас хороших новостей от саммита «двадцатки», трудно представить себе, что может вселить в инвесторов надежду на прекращение падения рынков, в том числе и украинского. Просто потому, что ничего не внушает пока надежд на быстрый и легкий выход из рецессии. О том, какие отечественные отрасли сейчас числятся в «группе риска» и чем будут заниматься инвестбанкиры в следующем году, мы беседуем с генеральным директором ИК «Галт энд Таггарт Секьюритиз» Дмитрием Касаткиным.
– Какие компании и секторы смогут пережить предстоящий год относительно спокойно?
– Сложно выделить компании и отрасли, которым удалось выработать полный иммунитет к финансовому кризису. Однако уже сейчас очевидно, что его смогут лучше пережить те украинские компании, которые в своем развитии сделали упор на стабильность и не шли на необоснованный риск. Например, можно говорить о том, что те отечественные производители стали, которые не заключили долгосрочных договоров по фиксированным ценам, оказались в сложной ситуации. Совершенно по-иному себя чувствует, к примеру, «Турбоатом», портфель заказов которого сформирован на четыре года вперед.
Я достаточно часто слышу в последнее время, что в условиях кризиса ликвидности лучше будут себя чувствовать компании, которые в меньшей степени зависят от внешнего финансирования и привыкли к развитию за счет собственных средств. Это правда, однако есть нюансы. Например, многие компании продуктовой розницы имеют высокий уровень долгов к собственному капиталу (у некоторых из них этот показатель доходит до «9»). При этом не следует забывать, что в этом секторе экономики деньги оборачиваются очень быстро и он мало подвержен влиянию конъюнктуры (т. н. defensive). Главная же проблема банков – основных «поставщиков» долгового финансирования – не столько в отсутствии средств, сколько в разрывах финансирования, в несоответствии временной структуры активов и пассивов. Банки готовы финансировать продуктовую розницу. Мы увидели это, когда они возобновили кредитование этих компаний. И временно опустевшие полки супермаркетов «повеселели». Не случайно иностранные стратегические инвесторы, такие как Metro, Auchan, Billa, активно подтверждают свои планы по расширению на украинском рынке, невзирая на кризис. В то же время те продуктовые ритейлеры, которые до последнего времени вели активную экспансию на рынке за счет краткосрочных заемных средств и, собственно, шли на необоснованный риск, столкнутся с проблемами при рефинансировании своей задолженности.
Непродуктовой рознице в 2009 году будет сложно, поскольку во время кризиса население будет откладывать крупные покупки, а банки – сокращать потребительское кредитование. По той же причине с серьезными трудностями столкнутся автодилеры и автопроизводители.
В следующем году тяжелые времена ожидают также мелкие банки, которые не найдут поддержки у своих акционеров или не смогут найти стратегического партнера. Это же можно сказать об издательском и рекламном бизнесах, которые традиционно сильно зависят от конъюнктуры. Однако более всего пострадает строительство, которое сильно зависит именно от долгосрочного внешнего финансирования. Вероятно, некоторые игроки этого рынка к концу следующего года уйдут со сцены.
При прочих равных условиях компании из defensive секторов, таких как пищевая промышленность и фармацевтика, пострадают меньше. Облгазы и облэнерго тоже можно отнести к этой группе, однако это не касается тех компаний, которые обслуживают регионы, в которых сосредоточены многие энергоемкие промышленные потребители.
– А каким вам видится развитие ситуации на фондовом рынке в 2009-м?
– К сожалению, на фондовом рынке нельзя рассчитывать на кардинальное изменение ситуации в лучшую сторону в ближайшие месяцы. Основными инвесторами на нашем рынке всегда были нерезиденты, которые в связи с кризисом стали вкладывать свои деньги только в самые ликвидные и надежные бумаги. Ими сейчас оказались краткосрочные казначейские обязательства США. Отсюда и стремительный рост доллара по отношению ко всем валютам, кроме
иены. Интерес к более рисковым инвестициям, таким как акции украинских эмитентов, появится только после того, когда у западных банков, которые сегодня находятся в эпицентре кризиса, начнет стабильно улучшаться квартальная отчетность. Такая ситуация может сложиться в лучшем случае только во второй половине следующего года.
– На чем в данном случае будут фокусироваться инвесткомпании в следующем году при таких прогнозах развития фондового рынка?
– Поскольку уже сегодня и, очевидно, большую часть следующего года компаниям практически всех секторов украинской экономики будет достаточно сложно привлекать финансирование за счет банковских кредитов, мы будем фокусироваться на помощи в их поиске альтернативных способов привлечения финансирования. Основными среди таковых будут продажа непрофильных активов стратегическим инвесторам, а также, возможно, работа с инструментами с фиксированной доходностью (мы надеемся, что в следующем году у этого направления будут перспективы развития).
В периоды кризиса традиционные источники доходов инвестбанков, такие как процент от заключенных сделок или брокерские комиссии, резко снижаются из-за падения объема торгов и снижения интереса со стороны портфельных инвесторов. Это подстегивает инвестбанкиров, которые, к слову, никогда не были традиционно мыслящими людьми, активно искать и находить способы зарабатывать по-иному. Мы, к примеру, во времена, когда традиционные портфельные инвесторы избегают сделок на украинском рынке, находим инвесторов, которые такие сделки делают. Отдел корпоративных финансов активно занимается реализацией M&A сделок.
Если можно проводить параллели, кризис в России в 98-м показал, что несмотря на резкое падение фондового рынка и интереса со стороны портфельных инвесторов, внимание со стороны стратегических инвесторов остается. Ведь они имеют более долгосрочные взгляды на перспективы развития того или иного рынка. Поэтому те инвесторы, которым Украина была интересна с точки зрения стратегии развития, продолжают ею интересоваться. И мы намерены помогать этим инвесторам в поиске возможностей сотрудничества.
Более того, кризис и резкое падение котировок на ПФТС уже привели к тому, что ожидания собственников корректируются в сторону понижения, становятся более реалистичными. Поэтому с точки зрения стратегических инвесторов заключение сделок по приобретению активов в Украине стало возможным именно сейчас. Я не берусь прогнозировать рост количества M&A сделок по сравнению с прошлым годом, однако повод для оптимизма в этом направлении у нас есть.
– Что, по-вашему, могут и должны сделать игроки фондового рынка, чтобы совместными усилиями улучшить ситуацию на рынке?
– Совершенно очевидно, что с точки зрения инвесторов в Украине много компаний, которые на данный момент недооценены. В первую очередь это обусловлено глобальным кризисом. Котировки украинских акций, торгуемых на бирже, упали ниже уровня, который по всем объективным соображениям должен считаться их справедливой оценкой. Основное объяснение этому заключается в том, что в данный момент никому до них нет дела.
Инвесторам попросту не хватает ни средств, ни сил, ни внимания смотреть на украинские бумаги, поскольку падают котировки их активов в других странах – с одной стороны и сокращаются их фонды – с другой. В данный момент спрос на украинские бумаги очень низок. При этом те инвесторы, которые все же находят в себе силы инвестировать, обнаруживают, что в Украине есть что покупать, и делать это можно очень выгодно. Я уверен, что в следующем году ситуация какое-то время будет оставаться такой же, а потом настанет момент, когда инвесторы снова посмотрят в сторону Украины.
Поэтому я считаю, что участники фондового рынка в ближайшем году могут и должны делать два важных дела. Первое – запасаться терпением и продолжать работать в этом рынке, держать руку на его пульсе. Потому что, когда инвесторы снова вернутся к украинскому рынку и будут рассматривать активы, инвесткомпании должны быть в состоянии адекватно поддерживать запросы инвесторов. Для этого мы, несмотря на кризис, развиваем аналитический отдел. Ведь если эту базу потерять, то восстановить ее будет практически невозможно.
И второе, продолжать активно и регулярно информировать мировое инвестиционное сообщество о происходящем в Украине, о том, где находятся котировки компаний, какие компании привлекательны с нашей точки зрения для инвестиций. В ситуации, когда весь мир погружен в кризис, инвесторам очень легко потерять фокус и смотреть только на то, что находится непосредственно перед их носом.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram