Порты загрузили выше крыши
Точка зоруУкраинские морские порты затоварены одеждой, обувью и бытовой техникой.
В двух крупнейших контейнерных морских портах Украины — Одесском и Ильичевском — терминалы переполнены импортными товарами. Получатели грузов отказываются забирать их ввиду увеличения таможенных пошлин (на 30%) и усложнения процедуры оформления товаров. Соответствующие изменения были приняты правительством для увеличения отчислений в госбюджет, а также уменьшения показателя негативного сальдо торгового баланса. В частности, только в Одесском порту скопилось более 35 тысяч контейнеров с импортными потребительскими товарами для Украины.
Другая причина скопления грузов — бизнес не может вовремя оплатить товары из-за проблем с покупкой доллара.
Так, в Одесском порту скопилось более 35 тысяч контейнеров с импортными потребительскими товарами для Украины. Большая часть грузов — одежда, обувь, бытовая техника из стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и США. «Количество свободных контейнеров на сегодняшний день составляет только около тысячи, — сообщила «ДЕЛУ» пресс-атташе начальника Одесского морпорта Елена Гиряева. — Их на долгое время не хватит». По этой причине представители предприятия допускают прекращение перевалки грузов уже через неделю.
Экономисты утверждают, что на скопление грузов в морпортах повлияли и другие факторы, вызванные экономической нестабильностью в стране и мире. «Свою роль сыграл и резкий скачок курса доллара, — считает член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Николай Круглов. — Люди просто не в состоянии купить валюту и расплатиться за товар, к тому же неизвестно, каким курс будет завтра».
Кому не хватает грузов
Остальные морпорты столкнулись с последствиями кризиса по-другому. В первую очередь резко упали объемы перевалки металла, составляющего значительную долю в общем объеме грузов. «Это влияет на общую финансовую ситуацию (на предприятии. — «ДЕЛО»), но мы стараемся искать новые грузы», — говорит помощник начальника Мариупольского морского порта Михаил Куклин. По его словам, в последние несколько месяцев удалось увеличить объемы перевалки угля и пшеницы. «Пока ориентируемся на эти отрасли. Ситуацию на следующий год прогнозировать не берусь», — отметил Куклин.
Подобная ситуация и в морском торговом порту «Южный» (Одесская область). Из четырех украинских горно-обогатительных комбинатов, с которыми работало предприятие, три (кроме Полтавского) практически прекратили отгрузку своей продукции. Уменьшило объемы поставок и одно из крупнейших предприятий региона — Одесский припортовый завод. «Чтобы выйти из создавшегося положения, мы переориентировались на транзитные грузы, — сообщили в пресс-службе порта. — В ноябре основной акцент был сделан на перевалке российских транзитных углей и коксующегося угля в направлении Новолипецка».
Однако в порту ожидают, что в начале следующего года доходы в любом случае снизятся. «Заметно возросла доля низкотарифного угля в общем объеме грузов, естественно, это влияет на прибыль», — объясняют в пресс-службе.
«Запорожсталь» помогла
В Херсонском порту, напротив, отмечают увеличение грузоперевалки. «За текущий год нами уже переработано 4 миллиона тонн грузов, — утверждает помощник начальника порта Мирон Губан. — Так что этот год мы закрываем с нормальными показателями». Значительную часть перевалки порта составляет продукция меткомбината «Запорожсталь», с которым в прошлом месяце херсончане подписали контракт. «Мы уже получили 65 вагонов проката, который переправляем в Турцию, — рассказывает Губан. — Если планы на следующий год по перевалке около 600 тысяч тонн будут соблюдены, мы нормально переживем кризис».
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram