Нефтяники просят перенести Евро

Точка зору

Ук­ра­ин­ские про­из­во­ди­те­ли неф­теп­ро­дук­тов пред­ла­га­ют пе­ре­нес­ти сро­ки пе­ре­хо­да на но­вые стан­дар­ты про­из­вод­ства топ­ли­ва. На­пом­ним, что с 1 ян­ва­ря 2011 го­да ук­ра­ин­ские НПЗ дол­жны пе­рей­ти на стан­дарт Ев­ро-4 для бен­зи­на и Ев­ро-5 для ди­зель­но­го топ­ли­ва. В свою оче­редь, чле­ны Эк­спер­тно-ана­ли­ти­чес­кой груп­пы при Мин­то­пэ­нер­го (АЭГ, в груп­пу вхо­дят все про­из­во­ди­те­ли неф­теп­ро­дук­тов в Ук­ра­ине) хо­тят отод­ви­нуть этот срок на два го­да — до 1 ян­ва­ря 2013-го.

Кто имен­но из чле­нов АЭГ ини­ци­иру­ет пе­ре­нос внед­ре­ния бо­лее вы­со­ких стан­дар­тов про­из­вод­ства топ­ли­ва, в груп­пе не го­во­рят. Тем не ме­нее эк­спер­ты уве­ре­ны, что в пер­вую оче­редь это на ру­ку пред­при­яти­ям, под­кон­троль­ным груп­пе «При­ват» Иго­ря Ко­ло­мой­ско­го.

Рос­сия всег­да го­то­ва

С 1 ян­ва­ря 2011 го­да точ­но го­то­вы про­из­во­дить бен­зин стан­дар­та Ев­ро-4 Одес­ский и Ли­си­чан­ский неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ющие за­во­ды, при­над­ле­жа­щие рос­сий­ским ком­па­ни­ям «Лу­койл» и ТНК-ВР со­от­вет­ствен­но. «Одес­ский НПЗ всег­да стре­мит­ся внед­рять но­вые тех­но­ло­гии, и мы го­то­вы к но­вым стан­дар­там», — за­яв­ля­ет Ва­ле­рий Ря­сик, на­чаль­ник цен­тра об­щес­твен­ных свя­зей «Лу­койл-Ук­ра­ина». По его сло­вам, по­ми­мо одес­ско­го за­во­да го­тов толь­ко ли­си­чан­ский. Под­твер­жда­ют это и в са­мой ТНК-ВР. «На­ша ком­па­ния за ми­нув­шие 10 лет уже вло­жи­ла в Ли­си­чан­ский НПЗ $500 млн., в этом го­ду ком­па­ния ин­вес­ти­ру­ет еще $107 млн., по­это­му к на­ча­лу сле­ду­юще­го го­да за­вод бу­дет го­тов к вы­пус­ку бен­зи­нов Ев­ро-4», — за­явил пресс-сек­ре­тарь «ТНК-ВР Ком­мерс» Дмит­рий Зве­рев.

Так­же о го­тов­нос­ти вов­ре­мя пе­рей­ти на ев­ро­пей­ские стан­дар­ты за­яв­ля­ет и «Ук­ртат­наф­та», ко­то­рой при­над­ле­жит Кре­мен­чуг­ский НПЗ. Для это­го, по сло­вам пред­се­да­те­ля прав­ле­ния ком­па­нии Пав­ла Ов­ча­рен­ко, пред­при­ятие на­ме­ре­но нап­ра­вить в 2010 го­ду око­ло $88 млн. «Сред­ства, вло­жен­ные в мо­дер­ни­за­цию, поз­во­лят к 1 ян­ва­ря 2011— го про­из­во­дить бен­зин, со­от­вет­ству­ющий тре­бо­ва­ни­ям стан­дар­та Ев­ро-4, и диз­топ­ли­во, со­от­вет­ству­ющее стан­дар­ту Ев­ро-5», — за­явил он.

Од­на­ко у эк­спер­тов за­яв­ле­ние ру­ко­во­ди­те­ля «Ук­ртат­наф­ты» вы­зы­ва­ет сом­не­ния. По сло­вам Сер­гея Ку­юна, ди­рек­то­ра кон­сал­тин­го­вой груп­пы «А-95», пос­ле то­го как в 2007 го­ду кон­троль над пред­при­яти­ем ус­та­но­ви­ли струк­ту­ры, близ­кие к сов­ла­дель­цу Иго­рю Ко­ло­мой­ско­му, в неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ющий за­вод на мо­дер­ни­за­цию сред­ства не вкла­ды­ва­лись. По­это­му вов­ре­мя пе­рей­ти на но­вые стан­дар­ты Кре­мен­чуг­ско­му НПЗ не удас­тся. «Для внед­ре­ния но­вых стан­дар­тов не­об­хо­ди­мо пос­тро­ить изо­мер­ную ус­та­нов­ку, но на дан­ный мо­мент «Ук­ртат­наф­та» не рас­по­ла­га­ет да­же ее ра­бо­чим про­ек­том», — за­яв­ля­ет эк­сперт. Для то­го же что­бы соз­дать та­кую ус­та­нов­ку с ну­ля, по его сло­вам, не­об­хо­ди­мо бу­дет как ми­ни­мум 1,5-2 го­да.

Сла­бое зве­но

Так­же не го­то­вы к пе­ре­хо­ду на но­вые стан­дар­ты еще два пред­при­ятия, кон­троль за ко­то­ры­ми сох­ра­ня­ет «При­ват»: Над­вир­нян­ский и Дро­го­быч­ский НПЗ. Од­на­ко на этих пред­при­яти­ях сей­час идет ак­тив­ная ра­бо­та по под­го­тов­ке к но­вым стан­дар­там. Пред­при­ятия за­ку­пи­ли поч­ти 70% не­об­хо­ди­мо­го обо­ру­до­ва­ния и го­то­вят­ся к его ус­та­нов­ке. В те­че­ние ме­ся­ца, по ин­фор­ма­ции «ДЕЛА», в Над­вор­ную пос­ту­пит оче­ред­ное круп­но­га­ба­рит­ное обо­ру­до­ва­ния из Ни­дер­лан­дов. Од­на­ко, нес­мот­ря на по­доб­ную ак­тив­ность в пос­лед­нее вре­мя, по мне­нию эк­спер­тов, за­вер­шить мо­дер­ни­за­цию к сро­ку эти пред­при­ятия не ус­пе­ют. «Смон­ти­ро­вать все не­об­хо­ди­мое обо­ру­до­ва­ние и под­го­то­вить­ся к но­вым стан­дар­там эти пред­при­ятия смо­гут толь­ко к 2012 го­ду», — счи­та­ет ана­ли­тик Uресо Алек­сандр Си­рен­ко. При этом, по мне­нию эк­спер­та, что­бы ус­петь да­же к это­му сро­ку, за­во­дам при­дет­ся прек­ра­тить опе­ра­ци­он­ную де­ятель­ность и пол­нос­тью за­ни­мать­ся толь­ко мо­дер­ни­за­цией про­из­вод­ства.

Еще ху­же об­сто­ит де­ло на го­су­дар­ствен­ном Ше­бе­лин­ском га­зо­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ющем за­во­де. На этом пред­при­ятии мо­дер­ни­за­ции не про­во­ди­лось за пос­лед­ние го­ды во­об­ще. «В за­вод пре­ды­ду­щим пра­ви­тель­ством не бы­ло вло­же­но ни ко­пей­ки, при том что на про­ве­де­ние ме­роп­ри­ятий по пе­ре­хо­ду на но­вые стан­дар­ты не­об­хо­ди­мо око­ло $100 млн.», — за­яв­ля­ет Си­рен­ко. Ког­да же это пред­при­ятие при та­ком по­ло­же­нии дел смо­жет пе­рей­ти на но­вые стан­дар­ты, по мне­нию эк­спер­та, ос­та­ет­ся воп­ро­сом от­кры­тым.

Сергей Андрющенко

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢