Безналоговая история

Точка зору

В Украине вновь стали применяться схемы по ввозу нефтепродуктов без уплаты акциза и пошлины. Кременчугская компания "Ливела" добилась такого права через суд, ссылаясь на закон, действовавший в стране еще в 1990-х. Компания уже ввезла 18,3 тыс. т продукции на сумму свыше $14 млн. Если "Ливела" продолжит торговлю в льготном режиме, остальные участники рынка будут вынуждены искать способы для минимизации налогообложения, считают эксперты. Об этом пишет "Коммерсант-Украина".

Компания "Ливела" получила право импортировать нефтепродукты в Украину без уплаты НДС, акцизного сбора и ввозной пошлины, сообщили вчера в Госкомитете по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. С начала августа предприятие импортировало 18,3 тыс. т светлых нефтепродуктов на сумму около $14,6 млн, подсчитали эксперты. Для сравнения: всего в страну в августе их было поставлено около 300 тыс. т. Упущенная выгода государства от возобновления льготных поставок нефтепродуктов в августе превысила $4 млн.

"Ливела" является "дочкой" украинско-польского предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ) "Тайстра". Согласно закону "Об иностранных инвестициях", принятому еще в 1992 году, ПИИ имеют гарантии государства на применение к ним законодательства, действовавшего на момент осуществления инвестиций. В 1992 году в Украине не было законов "Об НДС", "Об акцизном сборе", поэтому практически 100% нефтепродуктов, ввозимых в страну до 2003 года, не облагалось налогами. Украинские НПЗ в этот период не могли конкурировать с импортерами, а общие потери бюджета с 1999 по 2003 год, по данным Минтопэнерго, превысили $3,5 млрд.

В 2003 году закон утратил силу, и ПИИ прекратили свою работу. Но в 2004 году гражданин Польши Войцех-Януш Беднаж, который открыл ПИИ "Тайстра", инвестировав в него всего $400, обратился в Автозаводской суд Кременчуга с требованием возобновить действие льгот для компании. 19 января 2004 года определением суда "Тайстра" вернула льготы себе и своим дочерним предприятиям. В августе текущего года "дочка" "Ливелы" обратилась в таможенные органы с требованием оформить партию нефтепродуктов без уплаты акцизного сбора, ввозной пошлины и НДС.

В офисе "Ливелы" вчера сообщили, что генеральный директор бывает там лишь один-два раза в месяц. А, кроме гендиректора, в компании работают только двое сотрудников – секретарь и главный бухгалтер. Директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн сообщил Ъ, что фактическим владельцем "Тайстры" и "Ливелы" является народный депутат Партии регионов Владимир Зубик. В неофициальных беседах это подтвердили и другие участники рынка. Но господин Зубик опроверг эту информацию. "Я занимался продажами нефтепродуктов семь лет назад. Сейчас отношения к этому бизнесу не имею",– заявил он Ъ.

Возобновление безналогового импорта нефтепродуктов в страну угрожает всей отрасли, утверждают нефтетрейдеры. "Мы возвращаемся в 1990-е. От этих схем проигрывают НПЗ, которые не могут позволить себе уклоняться от уплаты налогов,– говорит глава правления 'Укртатнафты' Павел Овчаренко.– Из-за уплаты налогов нефтепродукты у нас на 50% дороже, чем у 'Ливелы'. Конкурировать с ней невозможно". Если льготный импорт не будет прекращен, уже к декабрю украинские НПЗ могут остановиться, а "Ливела" станет монопольным импортером топлива, считают в "ЛУКОЙЛ-Украина". По словам пресс-секретаря "ТНК-ВР Коммерс" Дмитрия Зверева, компания изучает возможность защиты своих интересов, в том числе в суде. А заместитель директора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев полагает, что участники рынка будут вынуждены использовать схемы ухода от налогов.

В Госкомпредпринимательства намерены предложить изменения в законодательство, чтобы сделать невозможным безналоговый импорт, заявил заместитель главы комитета Сергей Третьяков на совещании 1 сентября, где присутствовали представители Гостаможни, Государственной налоговой администрации и участники рынка. Но, как считает участвовавший в заседании зампред Гостаможни Виктор Бондарь, более эффективными являются судебные споры с самой компанией: "Мы уже это проходили в конце 1990-х. Принятие дополнительных нормативных актов может привести к противоречию с действующим законодательством. Такие законы будет легко оспорить",– считает он. Гостаможня уже опротестовала решение Автозаводского райсуда Кременчуга в апелляционном суде.

Олег Гавриш, Андрей Леденев

Новини

20 Вересня 2024

МАГАТЕ ухвалило резолюцію з вимогою повернути ЗАЕС під контроль України 

Україна домовилася з ЄС про створення резерву дизелю

Через українсько-словацькі переходи передано майже 6 млн тонн руди

У серпні РФ скоротила морський експорт нафтопродуктів

У серпні Бразилія збільшила виробництво та споживання сталі

До кінця року Україна може експортувати 100 млн куб м біометану

Видобуток залізної руди в Китаї зріс на 4,1%

Аукціони по імпорту електроенергії на міждержавному перетині мають бути довгостроковими

Польський суд скасував рішення про початок процедури банкрутства Liberty Czestochowa

Україна з початку року збільшила імпорт плоского прокату до 664,29 тис. тонн 

AМКР скаржиться на високі ціни на електроенергію в Україні та несприятливі ринки

Каметсталь у вересні планує відвантажити понад 90 тисяч квадратної заготовки

Гарантований покупець через суд вимагає від Енергоатому 14 млрд грн

Імпорт сталевих труб до Грузії з Туреччини у січні-серпні зріс на 79,1%

Клієнтам Укрзалізниці потрібні економічно обґрунтовані тарифи

Росія втратила одного з найбільших покупців вугілля в Азії

ВСІ НОВИНИ ⇢