Укрзалізниця нашла вагоны
Точка зоруЖелезная дорога заявляет о беспрецедентных планах по закупке грузовых вагонов: 50 тыс. единиц на сумму 27 млрд. грн. Изыскать же эти средства планируется не в банках, а в карманах участников рынка грузовых перевозок, которые должны будут сформировать частные парки и сдавать их в аренду госмонополии. При действующем уровне тарифов схема не заинтересует инвесторов, уверены эксперты.
О том, что «Укрзалізниця» планирует закупить 50 тыс. грузовых вагонов в течение 2011-2015 гг., заявил во время Международного инвестиционного саммита в Донецке замгендиректора железнодорожной администрации Николай Сергиенко. Озвученная сумма в 27 млрд. грн.— стоимость такого количества подвижного состава в текущих ценах. Такие объемы обновления вагонного парка беспрецедентны для железнодорожной монополии: на протяжении всех лет независимости «Укрзалізниця» закупала в среднем не более 300-400 грузовых вагонов в год. Теперь же, согласно озвученным планам, темпы пополнения парка подвижного состава составят более 12 тыс. грузовых вагонов ежегодно. Более того, заявленный размер новостроя близок к объему задействованного в перевозках парка грузовых вагонов на текущий момент, то есть фактически за четыре года он должен вырасти в два раза.
На вопрос о финансировании таких аппетитов у «Укрзалізниці» уже имеется ответ. По словам господина Сергиенко, рассматривается вариант применения механизмов государственно-частного партнерства. «Схема, предлагаемая руководством предприятия, заключается в закупке частным инвестором вагонов за собственные и средства и дальнейшую передачу их «Укрзалізниці» в управление для совместного использования. Условия использования и распределения прибыли и рисков должны быть согласованы между двумя сторонами»,— заявил замгендиректора администрации. Топ-менеджмент «Укрзалізниці» уверен, что «такая схема выгодна для всех участников рынка грузовых перевозок». Как подсчитали специалисты администрации, за год вагон может принести около 100 тыс. грн. чистой прибыли, что позволит предложить частникам привлекательную арендную ставку.
Участники рынка пока не проявляют острой заинтересованности в покупке вагонов для «Укрзалізниці». «Все будет зависеть от конкретных условий, которые нам предложат. Но пока железная дорога не отличалась последовательностью при сотрудничестве с частными операторами. Год назад мы взяли у «Укрзалізниці» в долгосрочную аренду 435 вагонов. Они были непригодны для использования и подлежали списанию, но наша компания инвестировала в их восстановление 26 млн. грн. Тогда эти вложения казались выгодными, поскольку арендная ставка и наличие скидки в 50% на порожний пробег обеспечивали окупаемость. Теперь же скидку отменили, а арендную плату повысили — и возить грузы стало выгоднее в общем парке»,— рассказывает гендиректор экспедиторской компании «Трейн Укрейн» Марина Терещенко. «Зная «Укрзалізницю» и ее политику, не думаю, что это могут быть выгодные условия для экспедиторов и грузовладельцев»,— подытоживает госпожа Терещенко.
«Как «Укрзалізниця» может планировать покупку вагонов не подконтрольными ей предприятиями?» — вопрошает глава Ассоциации международных экспедиторов Украины Юрий Приходько. Эксперт прогнозирует возникновение конфликта между потребностью «Укрзалізниці» в сохранении рентабельности и необходимостью при такой схеме предлагать достойную арендную ставку владельцам подвижного состава. «Они же не установят тариф себе в убыток. Не думаю, что это реально»,— резюмирует господин Приходько.
Руководитель аналитической группы консалтингового консорциума «Менеджмент консалтинг групп» (МКГ) Дмитрий Подтуркин напоминает, что «Укрзалізниця» уже пыталась внедрить механизм обновления парка грузовых вагонов через схемы ГЧП.
«Привлечение частных операторов к перевозкам грузов «Укрзалізниці» стало осуществляться через предоставление тарифных преференций владельцам собственного подвижного состава. Им дается определенная скидка в размере вагонной составляющей тарифа»,— объясняет эксперт. Между тем схема оказалась неэффективной, поскольку скидка сегодня слишком мала для того, чтобы стимулировать операторов закупать новые вагоны. В МКГ затруднились оценить темп закупки новостроя частными украинскими компаниями в последние годы, заметив только, что он был ничтожно мал в сравнении с активностью на рынке российских компаний. «Они законтрактовали весь объем вагоностроительных предприятий России и Украины до 2011 г., а это около 65 тыс. вагонов»,— говорит Дмитрий Подтуркин.
Эксперт уверен, что у планов «Укрзалізниці» по сотрудничеству с частными операторами на условиях аренды мало шансов на успех. «Действующий уровень тарифов имеет очень небольшую инвестиционную составляющую и не может обеспечить окупаемость вагона. Поэтому схема, скорее всего, не будет популярна»,— заключает он.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram