НДС выводят начистоту
Точка зоруКак выяснил Ъ, долг правительства по возмещению НДС намного превышает заявленные 3 млрд грн, просроченные свыше двух месяцев. Общая сумма НДС, подтвержденная проверками, на начало октября составляла 9,1 млрд грн, а проверяются еще 10 млрд грн. Эти данные дают экспертам основание для сомнений в том, что правительство сдержит обещание "обнулить" задолженность к концу года. По их словам, возмещение все так же будет оставаться инструментом выполнения бюджета. Об этом пишет "Коммерсант-Украина".
Ъ решил разобраться в механизме сокращения задолженности по возмещению НДС к 1 октября с 60 млрд грн до 3 млрд грн. О снижении задолженности в минувшую пятницу на встрече с главой МВФ Домиником Стросс-Каном заявил премьер-министр Николай Азаров. "Мы полны решимости к новому году прийти с нулевой задолженностью по НДС",– сказал он. В Минфине Ъ объяснили, как появилась задолженность в размере 58,4 млрд грн (на момент назначения правительства 11 марта): 34 млрд грн – это сумма, не возмещенная на счета плательщиков в банках (проверенная и подтвержденная налоговиками), 2,9 млрд грн – средства, которые фигурируют в судах и уголовных делах, 2,5 млрд грн – переплаты плательщиков и 19 млрд грн – остатки отрицательного значения НДС в декларациях.
Из-за отсутствия в госбюджете средств для возврата НДС правительство до минимума сократило ежемесячное возмещение – в январе-июле средний объем составил 1,4 млрд грн (см. Ъ от 6 августа). Одновременно готовился выпуск НДС-облигаций. По словам заместителя министра финансов Татьяны Ефименко, к 1 сентября общий долг по возмещению НДС составлял 44,8 млрд грн. Предприятиям в прошлом месяце возмещено 20 млрд грн: 16,2 млрд грн – в виде облигаций и 3,8 млрд грн – безналичным платежом. "Более чем на 1 млрд грн мы увеличили возмещение в сентябре 'живыми' средствами",– сообщил вчера глава Государственной налоговой администрации (ГНАУ) Александр Папаика. Госпожа Ефименко уточнила, что около 2 млрд грн в сентябре признаны безосновательно заявленными (за 9 месяцев – 8,86 млрд грн), а в счет будущих платежей перешли 11-11,5 млрд грн. Неизвестна судьба порядка 8,5 млрд грн.
Примечательно, что при выплате предприятиям в сентябре 3,8 млрд грн сумма долга по возмещению НДС с просрочкой свыше 60 дней уменьшилась за месяц на 7 млрд грн – с 10 млрд грн до 2,9 млрд грн. Но реальная сумма обязательств перед бизнесом намного больше. Она включает суммы, находящиеся в проверках, и весь подтвержденный, но не возмещенный объем НДС. По данным департамента контроля за возмещением НДС ГНАУ, к 1 октября подтверждено, но не возмещено 9,12 млрд грн. А господин Папаика заявил, что проверяются 10 млрд грн: "Это текущая, как говорят, рабочая задолженность". На вопрос Ъ, означает ли это, что общий долг превышает заявленные 3 млрд грн, глава ГНАУ агрессивно заявил: "Не задавайте мне провокационных вопросов и не ловите меня на цифрах, на нашем сайте мы покажем всю отчетность!" До конца дня обещанная вчера отчетность на сайте ГНАУ не появилась.
Эксперты считают, что отчет правительства о сокращении долга – игра с цифрами. "Кроме возмещения долга облигациями, никаких существенных выплат не было. Взять деньги неоткуда и возместить невозможно. Есть требование МВФ, и нужно было его выполнять, пусть и подменой фактов. В реальности долг, конечно же, больше, чем 3 млрд грн",– говорит директор центра "CASE-Украина" Дмитрий Боярчук. Исходя их этой информации, аналитики полагают, что Кабмин не сможет выполнить свое обещание "обнулить" долги по НДС. По мнению директора департамента Института бюджета и социально-экономических исследований Артема Рудыка, пока информация о возмещении налога остается закрытой, реально оценить правдивость заявлений власти невозможно. Вполне вероятно, что правительство под автоматическим возмещением НДС с 1 января подразумевает как раз возмещение НДС спустя 60 дней. Кроме того, невозмещение НДС, по его словам, всегда было и будет инструментом выполнения доходной части бюджета. А у налоговиков всегда будет возможность ограничивать возврат налога путем затягивания проверок, непринятия деклараций или переноса долга в счет уплаты налогов в будущих периодах, добавляет директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин. "Я не вижу механизма 'обнуления' долга. Реструктуризация задолженности НДС-облигациями или затягивание налоговых проверок не значит, что долги по НДС не будут накапливаться",– говорит эксперт.
Наталья Непряхина
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram