Акимова: Кабмин имеет слишком большие полномочия в сфере налогообложения
Точка зоруПроцесс подготовки проекта Налогового кодекса постоянно находится в поле зрения президента Украины. Благодаря позиции главы государства первый вариант разработанного правительством проекта Кодекса был отклонен потому, что носил дискриминационный характер по отношению к налогоплательщикам.
К тому же по требованию главы государства доработанный проект Кодекса уже не содержит норм о продлении сроков проведения проверок и расширении прав налоговых органов. В частности изъяты нормы о контроле за осуществлением операций наличными, осмотре жилья граждан. Из проекта убраны льготные налоговые режимы для отдельных территорий, что могло привести к нарушению условий справедливой конкуренции.
Рискованные моменты
Хотя внесенный в парламент правительственный проект Налогового кодекса демонстрирует существенное позитивное продвижение в направлении защиты прав и интересов налогоплательщиков, в нем еще присутствует ряд рискованных моментов, которые могут негативно влиять на хозяйственную деятельность и по которым надо найти взаимоприемлемый компромисс в обществе. Прежде всего это касается запрета на включение в расходы налогоплательщика на прибыль затрат на товары, приобретенные у плательщиков единого налога. Эта норма делает экономически невыгодным сотрудничество субъектов упрощенной системы с предприятиями, которые облагаются налогом на общих основаниях.
Вводятся новые льготы, которые могут нанести ущерб отечественным товаропроизводителям. Например, предусматривается освобождение от НДС поставок детской одежды и обуви, а также широкого спектра изделий из древесины (древесностружечные, древесно-волокнистые плиты, фанера и т.д.), что создаст более благоприятные условия для импортеров этой продукции и негативно повлияет на работу отечественных производителей.
Что нужно еще изменить
В проекте значительно расширяются полномочия Кабинета Министров в сфере налогообложения. Такой подход не только не согласуется с Конституцией Украины, но и создает почву для нестабильности налоговых правил, сужения прав плательщиков. Недопустимым является определение правительством перечня затрат плательщиков налога на прибыль, которые занимаются добычей полезных ископаемых (речь идет об отнесении затрат на конкретный объект необоротных активов); порядка проведения контрольных проверок, обследований помещений и территорий (кроме жилья граждан, что уже исключено). Необоснованным является отсрочка до 2014 года введения налогообложения транспортным сбором при первой регистрации самолетов и вертолетов. В Кодексе не сохранен действующий порядок осуществления платежей без принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика физическими лицами, которые по своим религиозным или другим убеждениям отказываются от такого номера. Процедура получения плательщиком права на автоматическое возмещение НДС выписана нечетко. Нельзя согласиться с расширением возможности получения налоговыми органами информации, содержащей коммерческую тайну.
В то же время совместная работа представителей исполнительной власти и профильного парламентского комитета по урегулированию указанных и других проблемных вопросов проекта уже ведется.
Ирина Акимова
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram