Україна, 2008 рік: близькі контакти третього ступеня
Точка зоруСобытия последних недель стали концентрированной квинтэссенцией завершающегося года. Все сплелось в тугой узел: очередной скачок цен и фантастические кульбиты курса национальной валюты; героически, хоть и не без мелкого мошенничества принятый Госбюджет-2009 – при полнейшей неясности относительно цен на энергоносители.
И сама эта традиционная уже неясность. И очередные обострения с Россией. И раздраженная настороженность Европы. И американо-украинская хартия – декоративный эрзац ставшего вдруг недостижимым, как горизонт, ПДЧ…
И спикер Литвин, жизнерадостным Карлсоном упорхнувший в Москву с прозрачной надеждой разъяснить Медведеву с Путиным: "малыши, но я же лучше любого Януковича!".
И постоянным фоном – все новые, уже совершенно запредельные витки игры премьера Тимошенко и президента Ющенко в "кто кого обвинит раньше".
Ещё Виктор Андреевич практически по любому поводу стал саморазоблачительно каяться: как в 2004 году отмазывал от народного гнева "эту воровку".
А Юлия Владимировна столь же настойчиво обвиняет главу государства во все новых планах узурпации власти, и категорически отвергает его наветы: "Все заявления президента, причем все без исключения, не имеют под собой ни одной составной правды" – что странным образом перекликается с древним парадоксом: "критянин Эпименид утверждает, что все критяне – лжецы".
И все чаще в новостях, в интервью, в аналитических обзорах звучит ключевое слово: "виртуальность".
Мифотворчеством занимались всегда и все – банкиры и промышленники, идеологи и публицисты, политики всех лагерей вместе со своими политтехнологами. Но в нынешнем году произошел качественный скачок.
Сами создатели "виртуальных реальностей" затерялись в бесконечных отражениях кривых зеркал.
Никаких парадоксов. Не вдаваясь в детали нынешних "разборок", вспомним лишь несколько "общих мест":
– Виктор Ющенко считается вождем патриотов и "державников" и самым рьяным "евроатлантистом".
И это при том, что последствия его правления оказались катастрофическими для единства государства, и что вследствие проводимой им политики на совершенно неопределенный срок отодвинулись перспективы членства Украины не только в Альянсе (это дело вкуса), но также и в Евросоюзе – что означает констатацию отката страны по ключевым цивилизационным показателям.
– Юлия Тимошенко позиционируется в качестве "Железной леди" отечественной сборки и является едва ли не воплощением всех как мнимых, так и реальных преимуществ авторитарной модели государственного устройства.
И это при том, что со дня своего восхождения к вершинам власти она не признала своей личной ответственности ни за один из многочисленных провалов и кризисов – ни в экономике, ни в политике, ни в кадровой сфере.
– Виктор Янукович носит на себе то ли клеймо, то ли харизму главного "пророссийского политика" Украины.
И это при том, что ни в оба своих премьерства, ни в качестве руководителя крупнейшей парламентской фракции Янукович не оправдал никаких возлагавшихся на него московских надежд. А в 2004 году он стал причиной (как минимум – косвенной) крупнейшего провала кремлевской политики и немалого урона престижу лично В.В.Путина.
Виртуальные конструкции все больше вытесняют в сознании истеблишмента здравый смысл и политологию, как науку, опирающуюся на массив исторических прецедентов и подчиняющуюся логике причинно-следственных связей.
Лишь во вневременном безвоздушном пространстве иллюзорных построений возможно, сохраняя серьезность говорить о каких-то самостоятельных шансах политиков вроде Гриценко, Яценюка, Луценко и т.д., – настойчиво презентуемых в качестве "новых лиц"…
Но куда серьезней игр "второго эшелона" то, что "первые лица", может быть, в еще большей степени погружены в трясину виртуальной реальности – каждый в свою.
Балабона судьба им послала сама:
По осанке, по грации – лев!
Вы бы в нем заподозрили бездну ума,
В первый раз на него поглядев.
В декабрьской эпопее падений и подскоков гривни самым впечатляющим был даже не стремительный рывок к 10 грн./дол., а разъяснения президента Украины, посвященные экономической необоснованности столь завышенного курса.
Поразило, что глава государства совершенно искренне сетовал на прискорбный эффект "психологического фактора".
Президент явно не отдавал себе отчета в том, что и "психологический" и, тем более "спекулятивный" факторы всего лишь адекватно реагировали на изгибы виртуализировавшейся финансовой сферы.
Что происходило летом и в начале осени, когда гривна укреплялась – помимо прочего, съедая скромные долларовые накопления "среднего класса"?
Росли цены. Семимильными шагами двигалась инфляция.
И лишь национальная валюта крепла, а представители конфликтующих ветвей исполнительной власти намекали, что это – свидетельство укрепления и роста отечественной экономики. Иначе говоря, вразумительных объяснений не было никаких.
Но в декабре Виктор Андреевич удивлялся и возмущался вполне искренне. Происходящее не соответствовало его модели "реальности". Его реальность – совсем другая. Может быть, самая другая из всех.
Наблюдатели удивлялись – зачем Ющенко так настаивал на досрочных выборах, если, по всем оценкам, именно партия, с которой он связан, и которую недавно лично возглавил, проиграла бы больше всех?
Ответ очевиден: в реальности Ющенко "Наша Украина" уверенно побеждает всех. Особенно если Виктор Андреевич лично возглавит избирательный список.
Всё многообразие свойств "виртуальности Ющенко" сложно понять, но некоторым удается запомнить основные правила существования в этом специфическом пространстве. Балоге, например, явно удалось. Или Владимиру Огрызко.
Над ним иронизируют за "тактику дули" – однообразно, зато демонстративно применяемую к российским политикам, а теперь уже и к журналистам.
И напрасно иронизируют. Трудно сказать, – какая, но логика в его modus operandi несомненно, есть – иначе Огрызко не был бы министром.
Может быть, предполагается, что рано или поздно эта внешнеполитическая доблесть окупится сказочными дивидендами, а может быть, материальное воздаяние за столь высокий патриотизм вообще не предполагается в нашей юдоли скорби и слез.
Одно несомненно: Владимир Огрызко абсолютно точно знает, что всё происходящее, в том числе и оценка его работы на посту министра иностранных дел – производится президентом Ющенко по критериям той самой виртуальной логики, которую он, министр, постиг в совершенстве.
И Виктор Андреевич, по крайней мере, последователен и верен своей модели мировой гармонии.
В отличие от госпожи премьера.
Она по проволоке ходила,
махала белою рукой…
Сезон, начавшийся возвращением Юлии Тимошенко в премьерское кресло, можно разделить на две части – неравные в самом полном смысле слова.
До майских выборов в Киеве БЮТ и лично Юлия Владимировна неуклонно шли от победы к победе.
Утверждение премьером, формирование правительства, как штаба по подготовке новых электоральных свершений, постоянный акцент на деятельности президента Ющенко, как главной помехе эффективной работы Кабмина и, соответственно дальнейшее перераспределение патриотического электората в свою пользу…
Все шло, как по нотам: ди эрсте колонне марширт, ди цвайте колонне марширт…
Казалось, сценарий расписан на два года вперед – до президентских выборов включительно. На очереди было взятие под партийный контроль столичной власти.
Что характерно – во всем, что касалось манипуляций с виртуальной реальностью, Юрия Владимировна, как всегда, переиграла всех.
Она долго выдерживала многозначительную паузу, не торопясь развеять иллюзию о возможности поддержки БЮТом выдвиженца Банковой. Пока не истекли сроки, когда решение о столичных перевыборах могло быть оспорено в суде.
А потом произошел сбой, во всех отношениях ставший переломным. Выборы в Киеве Блок Тимошенко проиграл.
Nota bene. Фискальные решения, принимавшиеся в последнее время столичным градоначальником, совершенно справедливо подвергаются острой и даже жесткой критике.
Но трудно согласиться с жестоким злорадством, с которым глумятся над пресловутыми "старушками", проголосовавшими за Черновецкого.
Ошибка заключается в априорном предположении, что прочие претенденты в нынешних условиях вели бы себя менее одиозно. Предположение это ничем не обоснованно. Более того, оно совершенно противоречит единственному точно известному факту.
А именно: в отличие от Черновецкого, его соперники поскупились потратиться хотя бы на "гречку" и/или на грамотную избирательную кампанию.
Но вернемся к госпоже премьеру. После киевского провала ее тактика изменилась самым кардинальным образом.
Юлия Владимировна словно вдохнула "отрезвина", как Йон Тихий в "Футурологическом конгрессе" Лема.
В планах Тимошенко исчезла последовательность. Исчезла уверенность. На тормозах была спущена тщательно подготовленная спецоперация по досрочным выборам Рады, фактически спровоцированным БЮТом 2 сентября.
Так могла бы себя вести Тринити, если бы ей на мгновение приоткрылось, что осознанная и выстраданная ею "реальность" – не более чем такая же "Матрица", только другая и еще более непостижимая.
В итоге Юлия Владимировна путем сложнейших маневров и интриг сохранила премьерство – при ясном осознании, что дальнейшее пребывание на этой должности сродни скачке на разъяренном тигре – когда и продолжать опасно и остановиться невозможно.
Правда, еще остается возможность в очередной раз пустить в ход вариант альянса с Партией Регионов. Вариант надежный и проверенный, неоднократно использовавшийся уже как часть сложных "многоходовок".
… так красавица Юлдуз снова обманула Тысячеглавого дэва, и сказала ему: – Ты самый могучий, но и самый глупый дэв на свете! Так давай же сыграем еще раз…
Реальность, в которой существует Партия регионов, имеет, по крайней мере, преимущество простоты.
"Лохов" надо "кидать", "фраеров" – учить, а договоренности между серьезными деловыми людьми должны соблюдаться.
Политику, в том числе и выборы, регионалы вообще воспринимают исключительно как сумму договоренностей между серьезными партнерами. Прежде всего – между собой и наличествующей властью.
Потому что – как же может быть иначе?
Но "иначе" происходит постоянно – с тех пор, как вожди ПР пытаются осваивать высоты государственного Олимпа.
После каждого очередного сбоя своей системы регионалы долго и громко обижаются.
Они вновь и вновь пересчитывают количество своих депутатов, проценты электората, суммарный капитал и производственную мощь. И убеждаются, что они – очень серьезные партнеры.
Самые серьезные и деловые в стране!
И пересматривать свою модель реальности и/или модель своего позиционирования в политическом пространстве они не считают нужным даже гипотетически.
Собственно, поэтому с ними так и обращаются. Достаточно лишь в начале переговоров признать прошлые ошибки и заверить, что уж теперь-то все будет по-честному.
С тем Партия регионов и вступает в Год Быка.
***
Но хуже всего народонаселению, по которому прокатилось уже несколько волн инфляции, безработицы и повышения цен на всё. На подходе новые цунами – уже как настоящее следствие мирового кризиса.
Виртуальные модели, предлагаемые политикумом, уже не внушают доверия и не находят общественной поддержки.
А реальность не сулит особо радужных перспектив. Реальность диктует суровое обращение Черчилля в самый критический для Британии момент: "Я не могу предложить ничего, кроме крови, тяжелого труда, слез и пота".
И уже собралась целая очередь деятелей, готовых повторить эти, или похожие слова.
Но у Черчилля на самом деле было еще и ясное понимание цели и путей ее достижения.
А у наших вождей – лишь виртуальные игрушки и на самом деле – "ничего, кроме…"
…Хотя оно было еще не близко, но воздух в городе заколебался, колокола сами собой загудели, деревья взъерошились, животные обезумели и метались по полю… Оно близилось, и по мере того как близилось, время останавливало бег свой…
Оно пришло…
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram