Как успокоить цены на АЗС?

Точка зору

Цены на горючее продолжают держать в напряжении украинских автомобилистов. Владельцы авто уже устали практически каждый день изучать новые ценники на украинских АЗС и в который раз спрашивать, когда это уже закончится.

Похоже, беспокойством водителей о подорожании нефтепродуктов прониклись и правительственные чиновники. То ли с подачи Президента Украины, поручившего первому вице-премьер-министру Андрею Клюеву немедленно взять ситуацию под контроль, то ли сыграли настроения автомобилистов, терпение которых к ценовым капризам на АЗС исчерпывается. Таким образом, на рынке нефтепродуктов обещают навести порядок. Другой вопрос — какой ценой.

Сначала реакция властей на подорожание горючего проявилась в форме решения экспертно-аналитической группы по вопросам стабильного функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности, которая установила верхний предел ценового коридора на бензин А-95 в размере 9,5 грн. за литр и на дизельное топливо — 9 грн. за литр.

Впоследствии министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко сообщил, что пошлину на импортные нефтепродукты в условиях роста цен на нефть на мировых рынках в Украине вводить нецелесообразно. Этот факт важен для стабильной ценовой ситуации на рынке, ведь, по оценкам экспертов, в случае введения такой пошлины импортный бензин подорожал бы на 1,3 грн. за литр, а дизельное топливо — на 0,8 грн. за литр.

Пойдя же на определенные уступки операторам рынка, власти напомнили: в случае нечестной игры с ценами могут использовать и «кнут». Так, на итоговой пресс-конференции, посвященной первому году деятельности Кабмина, его глава Николай Азаров прозрачно намекнул: АЗС, продающие бензин дороже предельной цены (установленной экспертно-аналитической группой. — Авт.), может закрыть Антимонопольный комитет Украины (АМКУ). При этом Азаров сослался на успешный опыт подобной практики в США.

Правда, решительных шагов от главного контролера украинской экономики — АМКУ, сегодня не видно. Не поступало информации и относительно предварительных расследований на рынке бензина. Известно лишь, что АМКУ отложил принятие решения о привлечении к ответственности основных участников рынков топлива за стремительное повышение цен на бензин марок А-95 и А-92 в конце 2010 года и в первые дни 2011 года. По словам государственного уполномоченного АМКУ Николая Бараша, причиной стало получение от операторов дополнительной информации, которую нужно изучить. Если же факт заговора будет доказан, то, как заявлял ранее Бойко, нефтетрейдеров могут оштрафовать на сумму до 1 миллиарда гривен.

Рынок на такие посылы отреагировал мгновенно. Однако оценка реакции правительством несколько отличается от экспертной. Так, по данным пресс-службы Минтопливэнергоугля, 80% АЗС продают бензин А-95 по цене ниже 9,5 грн. за литр. По данным же компании UPECO, розничные цены на бензин в Украине тоже приостановили рост, но показатели другие: средняя стоимость А-95 снизилась на копейку — до 9,6 грн. за литр. Наивысшая цена бензина данной марки, по данным экспертов, в Донецкой области. Там он стоит 10,3 грн. за литр. А дешевле всего заправиться А-95-м можно на Киевщине — за 9,29 грн. за литр.

Чтобы «успокоить» цены на горючее на отечественных АЗС, правительство планирует приобщить НАК «Нафтогаз України». Последняя должна дополнительно закупить сырье для производства отечественного бензина. «Мы сегодня планируем делать дополнительные закупки и углеводородного сырья для переработки на наших заводах, и нефтепродуктов для того, чтобы стабилизировать цены на внутреннем рынке страны, особенно в период весенних полевых работ», — детализировал правительственный план по сдерживанию цен председатель правления НАК Евгений Бакулин.

В борьбе за цены министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко также предлагает делать акцент на увеличении объемов производства продукции украинскими НПЗ, которые сегодня загружены только на 30%. Задача правительства, по словам Бойко, — обеспечить полную загрузку НПЗ, но сделать это таким образом, чтобы потребители не почувствовали разницы. «Мы это сделаем, как только успокоится ценовая политика и кризис на рынке нефтепродуктов», — заявил Бойко в эфире «5 канала».

Намерение хорошее, говорит директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн, но будут проблемы со скоростью его реализации. По словам эксперта, сегодня в украинские НПЗ стоят очереди за горючим, покупатели готовы даже делать предоплату, но продукта нет. «НПЗ никто не мешал наращивать объемы переработки», — говорит Куюн, но они этого не сделали. «Проблем с нефтью нет: ее много в России, Азербайджане. Платите деньги, завозите, перерабатывайте. Но эффективности (иными словами — прибыли) от такой переработки на большинстве отечественных НПЗ нет, потому что оборудование старое, а заводы требуют модернизации», — рассказывает он. Но обновлять производство, говорит эксперт, украинские заводы не спешат. Кроме того, для стабилизации цены и прибыльной работы НПЗ с рынка нужно убрать контрабанду и засилье фальсифицированной продукции, убежден Куюн.

В свою очередь, ассоциация «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» призывает правительство отказаться от административной регуляции и искать выход из ситуации, например, временно снизив налоги на нефтепродукты. По словам Куюна, в Европе подобный механизм практикуют, ведь доля налогов в стоимости бензина составляет 60—70%. В Украине — только 30%. Но и на этом можно сыграть, уверен эксперт. «С каждого литра бензина государство зарабатывает 3,30—3,50 грн. В этих рамках можно снижать цену. Если бы государство согласилось временно вдвое сократить налоги, то цена снизилась бы на 1,7 грн. и литр бензина стоил бы 8 грн., — делится в комментарии «Дню» своим рецептом укрощения цены на автозаправках Куюн. — Если же этого не сделать, то цена на бензин украинского производства может подскочить до 10 грн., дизтоплива — до 9,5 грн. за литр. Импортные же нефтепродукты будут еще дороже, как минимум на 25 копеек».

Наталья Билоусова

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢