Газ – Европе, иски – Украине, проблемы – "Газпрому"
Точка зоруВ Европе снова запахло газом. И, увы, не только им одним. Теперь ясно, что Большое заполнение Большой экспортной трубы, которое Россия начала 13 января, даст на выходе не только то, чего с нетерпением ждут в Старом Свете, особенно на Балканах. Оно даст и арбитражные разбирательства, и судебные иски, и пересмотр многих контрактов на поставки, и – что во всем произошедшем и есть самое положительное – возможную перекройку и санацию той самой мутной и, что уж тут греха таить, коррумпированной материи, которая называется Большим газовым рынком.
Чистить по большей части придется, естественно, его восточную часть. И, по большому счету, сейчас уже даже не столь и важно, какие именно внутренние дрязги и склоки в Киеве толкнули Украину на то, что она делала. Киев, хотел он того или нет, но подтолкнул Большой газ к крутым переменам. Если они, наконец, состоятся (а это еще отнюдь не гарантировано), то от этого выиграют многие. В первую очередь потребители.
В том, что газ, несмотря на последние необъяснимые проволочки со стороны Украины (Россия газ пустила, а в украинские трубы он сначала так и не попал) все же потечет в Европу более или менее свободным потоком, сомневаться, собственно, не приходится. Совсем не зря энергетический комиссар ЕС Андрис Пиебалгс, обычно сдержанный, объявил после экстренной встречи по газу министров энергетики ЕС в Брюсселе: «Если это не случится 13 января утром, то я буду считать себя вправе сказать, кто именно несет за это ответственность. До сих пор мы лишь призывали две стороны возобновить поток газа в ЕС».
Большая газовая чистка
Украине, понятно, попадет больше, чем России. Иски против Украины и ее «Нафтогаза», конечно, последуют – и уже выходят из газовой трубы. «Газпром» уже обратился в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма (в просторечье именуемый Стокгольмским арбитражным судом), «Нафтогаз» Украины вроде сделал то же самое. На «Нафтогаз» подала в стокгольмский арбитражный трибунал и одна из ведущих венгерских газовых компаний. Но до сплошного потока юридических претензий дело пока не дошло – слишком уж оно, и в прямом и в переносном смысле слова, загазовано. Аналитик германского Deutsche Bank Оксана Рейнхардт объясняет это так: «Европейские покупатели газа, по которым ударил кризис, до сих пор сомневаются в целесообразности возбуждения исков, поскольку, по крайней мере пока, совершенно невозможно законным путем установить, какая же сторона виновна во всем произошедшем».
Нам же это все настолько очевидно, что по российским телеканалам отчеты о газовых перипетиях сейчас уже стали напоминать чуть не рапорты о штурме Берлина. Зря мы, право, так. Не такая уж это и большая, если разобраться, победа – еще раз подтвердить титул главного сырьевого придатка Европы… Поставили Украину на место, вернули к здравому рассудку. Хорошо. Зачем уж так-то перебарщивать, вернее – перегазовывать.
«Газпрому», теперь это уже ясно, предстоит трудный период корректировки своих отношений с потребителями. В конце прошлого года «Газпром» прогнозировал, что цена на газ для Европы будет вместо прошлогодних 460-520 долларов за кубометр – 350-400 долларов за куб. Теперь европейские покупатели уже начинают требовать от Москвы объяснить, как, собственно, она высчитывает такие суммы. Тон здесь уже задают потребители, наиболее пострадавшие от украинского «газового гопака».
Прецедент для исков, претензий и пересмотра всех газовых отношений может создать Болгария. Премьер-министр Болгарии Сергей Станишев (страна получает 92% газа из России, здесь были в начале этого месяца закрыты 220 промышленных предприятий) объявил в парламенте, что страна проведет тщательнейшую калькуляцию газовых потерь и потребует финансовой компенсации за недопоставленный газ «от виновного». В правительстве уже создана специальная комиссия по подсчету «газовых потерь».
Премьер при этом не назвал в качестве виновника Россию, но не упомянул и Украину – все будет сделано после урегулирования кризиса. А до его полного окончания, как считают в Европе, еще далеко: о газовом успокоении можно будет говорить только после урегулирования украинско-российских разногласий по газовым ценам.
Зато Станишев уже дал указание болгарскому газовому монополисту Bulgargas инициировать переговоры с «Газпромом» по пересмотру формулы ценообразования на контрактные поставки в Болгарию. «Нам бы хотелось познакомиться с конкретными параметрами того, как именно калькулируются цены на газ», заявил глава Bulgargas Димитар Гогов. Последовать примеру Болгарии, как пишут балканские газеты, готовятся и другие сильно пострадавшие – Словакия, Сербия, Хорватия, Босния и Герцеговина, Словения, Румыния. А потом и все остальные.
Прощай посредники?
Болгария, похоже, даст Европе и еще один пример для подражания. Болгарский премьер Сергей Станишев объявил, что Болгария намерена теперь заключать контракты напрямую с «Газпромом», без всяких посредников. По настоящее время Bulgargas никаких прямых контрактов с нашим газовым монополистом не имеет. Они заключены с тремя его дочерними компаниями: Overgas Inc, Wintershau и Gasprovexport. Собственно, у них, а не у Газпрома, Болгария и покупает газ. Связи с ними остались правительству в наследство еще с 1997-98 годов, когда и были подписаны соответствующие контракты. И кто, скажите, не помнит, что творилось в России в тот период времени? Посмотрись любая из бывших стран «социалистического лагеря» в зеркало, и там она увидит (за некоторыми исключениями, конечно) почти зеркальное отражение болгарской газовой практики – посредники, посредники, посредники. Между прочим, Болгарию в ЕС считают САМОЙ коррумпированной страной Евросоюза. О прямых контрактах поговаривают и в других «газозависимых странах» ЕС.
Кстати сказать, на исключении посредников из газовой цепочки «Газпром» – Европа» настаивают и наш премьер Владимир Путин и украинский премьер Юлия Тимошенко. Оба (относительно) давно хотят «оторвать от трубы» «Росукрэнерго». Правда, по разным причинам. Но у обоих что-то не получается: видно, очень уж прилипчивая это штука – газ.
И, кстати сказать, о российской газовой зависимости. Если присмотреться к газовой статистике Евросоюза, то кажется, что кое-кто намеренно и очень активно политизирует эту тему. Зависимость, конечно, есть, но ничего достойного внимания наркологического диспансера вовсе не наблюдается. Скорее напротив. Европа уже с 1980-х начала диверсифицировать свои энергетические аппетиты, а с 1995-го вступила в этот процесс наиболее активно. Так что зря, ей богу, в Старом Свете все еще кричат «Берегись – российский газ». Если верить статистике ЕС, это было бы справедливо в 1990-м, когда ЕС импортировал 75% всего необходимого газа из России. Сегодня эта доля опустилась до примерно 37%. Из 300 млрд кубометров газа, импортированных на начало 2008-го, Россия поставила 130 млрд кубометров.
Но даже это – лукавые цифры. Речь идет, заметьте, об общем объеме российского газового импорта. То есть в эти цифры включен и газ, которые реэкспортируется из ЕС в другие страны. Доля потребительского импорта газа из России, т.е. того, что реально «сжигает» ЕС, сейчас составляет только 25%. В общем же «энергетическом пироге» Европы – производстве электроэнергии – доля российского газа составляет и того меньше – только 6,5%. Т.е. 93.5% всего сырья для выработки энергии Старый Свет берет откуда угодно (уголь, мазут, ветер, вода, атом, волны, термальные источники), только не у России.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram