Мазуту вернули родину

Точка зору

«Если содержание серы в топливе выше 3,5%, и вы им будете топить в Киеве, все вокруг будет желтым».

Украинские тепловые электростанции полностью прекратили потребление газа. Такие первые результаты газовой войны с Россией. Согласно сообщению пресс-службы Минтопэнерго, ТЭС в своем производстве перешли на уголь. А в качестве его «подсветки» стали использовать мазут. Такая «переориентация» позволит сэкономить около 5 млрд кубометров газа в год.

Также правительство решило упростить процедуру закупки мазута для предприятий ТЭС и коммунального хозяйства. Еще на прошлой неделе Кабмин поручил региональным властям в сжатые сроки перевести теплогенерирующие предприятия на работу на резервном виде топлива – мазуте. Упростив процедуру его закупки и вернув лицензирование экспорта.

Что происходить сегодня на рынке мазута Украины «proUA» решил узнать у генерального директора государственного предприятия «Укрнефтехимпереработка» Владимира Емелина. Тем более, до последнего времени практически весь произведенный украинскими НПЗ мазут экспортировался. Поэтому, как утверждает ряд СМИ, запасы этого топлива в стране минимальные. И отечественные переработчики не смогут удовлетворить желание потребителей отказаться от газа.

– Готовы ли сегодня украинские НПЗ увеличить производство мазута для удовлетворения возрастающего спроса?

– У нас 9-го января прошло совещание в министерстве топлива и энергетики по вопросу обеспечения нефтеперерабатывающими предприятиями Украины мазутом потребителей. И заводы пошли навстречу правительству. Могу даже такой пример рассказать, что «ЛУКОЙЛ» (Одесский НПЗ – «proUA»), по просьбе Минтопэнерго, отложил один из экспортных контрактов, чтобы направить мазут украинским потребителям. О готовности увеличить его производство и другие заводы. Насколько мне известно, Лисичанский НПЗ готов предложить более 50 тысяч тонн этого топлива. Примерно столько же – Кременчугский НПЗ.

То есть, на сегодняшний день НПЗ около 100 тысяч тонн мазута готовы направить для обеспечения внутреннего рынка. Например, как топливо для котельных.

– Почему в Украине сложилась ситуация, что 90% нашего мазута отправлялось на экспорт?

– Дело в том, что когда в свое время многие предприятия энергообеспечения перешли на газ. И, естественно, потребность мазута в Украине резко упала. Тогда заводы переориентировали свою продукцию на экспорт.

Надо понимать, что экспорт – это долгосрочные контракты, связанные серьезными как финансовыми, и, можно так сказать, и политическими (потому, что это имидж компаний). Ведь мазут Украине, проще говоря, ранее был не нужен.

Отмечу, что заводам сегодня выгоднее отправлять мазут на экспорт. По одной причине – валютная выручка. Ведь проблема сегодня купить валюту в Украине. И по какому курсу. А за нефть нужно рассчитываться не гривнами.

– И что на встрече в Министерстве просили взамен нефтяники. Или вернее, предлагали правительству поспособствовать в решение их проблем?

– Именно просили. И главное – снизить железнодорожные тарифы на грузовые перевозки. Потому, что, не смотря на падение цен на нефтепродукты, ж/д тарифы увеличились за последнее время на 60%. И перевозить сегодня достаточно дорого. В цене нефтепродуктов сегодня очень высокая составляющая именно железнодорожных тарифов.

Например, Кременчуг часть нефти импортирует через порт. И в порты же потом везет на экспорт мазут. То есть, они дают прилично заработать железной дороге. На ровном месте. И все это ложится потом на потребителей.

Поэтому, я думаю, что тарифы можно пересмотреть. Ведь когда их повышали, что стоимость тонны дизтоплива доходила до восьми тысяч. А сегодня она столько не стоит.

– Какие сейчас цены на мазут?

– На прошлой неделе цена была около 2200 гривен за тонну.

– А экспортные?

– На мировых рынках мазут с содержанием серы 3,5% в конце прошлой недели стоил 196 долларов. То есть, в Украине сегодня цена на мазут среднемировая. Но, уточню – это было на прошлой неделе.

– Вы сказали, что сегодня украинские НПЗ могут направить на внутренний рынок (с учетом закрытия своих экспортных контрактов) около 100 тысяч тонн мазута. А какое потребление этого топлива в Украине было до «газовой войны»?

– Да давно мазут не покупают. Очень давно. Вот в чем вопрос. Но на сегодняшнюю ситуацию нужно смотреть и под другим углом. Если содержание серы в топливе выше 3,5%, и вы им будете топить в Киеве, все вокруг будет желтым. И не надо забывать про экологию. Ведь серу из мазута никуда не денешь. И это очень серьезно.

– И какой в основном мазут сегодня производят наши НПЗ?

– Вот такой и производят – М100. В свое время, когда топили в Украине мазутом (это в 90-е годы), то в основном заводы делали «сороковый» мазут. Там совершенно иное содержание серы – меньше. И там значительно выше содержание дизельного топлива было. И, конечно, его сжигание так не сказывалось на экологии.

Поэтому, здесь есть проблема. И одно дело в поле топить, другое – в центре Киева.

– А куда тогда используют наш мазут зарубежные заказчики?

– И в переработку берут. И топят также. Но в основном, для дальнейшей переработки.

– На сколько вы прогнозируете рост спроса на украинский мазут со стороны потребителей?

– Я не энергетик, я – нефтепереработчик. И могу лишь повторить, что НПЗ заявили о готовности сотрудничать с правительством в вопросе поставок мазута на внутренний рынок. Но здесь нужно понимать, технологически перейти предприятиям с газа на мазут – тоже непростой вопрос…

Новини

11 Грудня 2024

Болгарія погрожує припинити постачання російського газу в Європу

Одеський припортовий завод готуються виставити на аукціон

В Україні значно прискорилася інфляція

10 Грудня 2024

Україна наростила експорт сталевих напівфабрикатів на 60%

Феросплавні заводи України за 11 місяців скоротили експорт у 4,7 раза

Уряд погодив залучення УЗ €480 млн позики під державні гарантії

Інтерпайп організував хаб у Батумі для перевалки продукції на сході Чорного моря

Поблизу польсько-білоруського кордону збудують інтермодальний термінал

Підприємства з пошкодженою внаслідок війни інфраструктурою зможуть реструктурувати борги 

АРМА вдруге не змогло продати заарештовану руду російського олігарха 

Власники контейнеровозів отримують надприбутки через кризу в Червоному морі

У Великій Британії витратили £1 млрд на вимкнення вітряних турбін

Товарообіг України перевищив $100 млрд 

УЗ ініціювала підвищення тарифів на вантажні перевезення одразу на 37%

Україна в січні-листопаді збільшила випуск прокату на 18%

9 Грудня 2024

Україна за 11 місяців збільшила виплавку сталі на 23,1%

ВСІ НОВИНИ ⇢