Мазуту вернули родину
Точка зору«Если содержание серы в топливе выше 3,5%, и вы им будете топить в Киеве, все вокруг будет желтым».
Украинские тепловые электростанции полностью прекратили потребление газа. Такие первые результаты газовой войны с Россией. Согласно сообщению пресс-службы Минтопэнерго, ТЭС в своем производстве перешли на уголь. А в качестве его «подсветки» стали использовать мазут. Такая «переориентация» позволит сэкономить около 5 млрд кубометров газа в год.
Также правительство решило упростить процедуру закупки мазута для предприятий ТЭС и коммунального хозяйства. Еще на прошлой неделе Кабмин поручил региональным властям в сжатые сроки перевести теплогенерирующие предприятия на работу на резервном виде топлива – мазуте. Упростив процедуру его закупки и вернув лицензирование экспорта.
Что происходить сегодня на рынке мазута Украины «proUA» решил узнать у генерального директора государственного предприятия «Укрнефтехимпереработка» Владимира Емелина. Тем более, до последнего времени практически весь произведенный украинскими НПЗ мазут экспортировался. Поэтому, как утверждает ряд СМИ, запасы этого топлива в стране минимальные. И отечественные переработчики не смогут удовлетворить желание потребителей отказаться от газа.
– Готовы ли сегодня украинские НПЗ увеличить производство мазута для удовлетворения возрастающего спроса?
– У нас 9-го января прошло совещание в министерстве топлива и энергетики по вопросу обеспечения нефтеперерабатывающими предприятиями Украины мазутом потребителей. И заводы пошли навстречу правительству. Могу даже такой пример рассказать, что «ЛУКОЙЛ» (Одесский НПЗ – «proUA»), по просьбе Минтопэнерго, отложил один из экспортных контрактов, чтобы направить мазут украинским потребителям. О готовности увеличить его производство и другие заводы. Насколько мне известно, Лисичанский НПЗ готов предложить более 50 тысяч тонн этого топлива. Примерно столько же – Кременчугский НПЗ.
То есть, на сегодняшний день НПЗ около 100 тысяч тонн мазута готовы направить для обеспечения внутреннего рынка. Например, как топливо для котельных.
– Почему в Украине сложилась ситуация, что 90% нашего мазута отправлялось на экспорт?
– Дело в том, что когда в свое время многие предприятия энергообеспечения перешли на газ. И, естественно, потребность мазута в Украине резко упала. Тогда заводы переориентировали свою продукцию на экспорт.
Надо понимать, что экспорт – это долгосрочные контракты, связанные серьезными как финансовыми, и, можно так сказать, и политическими (потому, что это имидж компаний). Ведь мазут Украине, проще говоря, ранее был не нужен.
Отмечу, что заводам сегодня выгоднее отправлять мазут на экспорт. По одной причине – валютная выручка. Ведь проблема сегодня купить валюту в Украине. И по какому курсу. А за нефть нужно рассчитываться не гривнами.
– И что на встрече в Министерстве просили взамен нефтяники. Или вернее, предлагали правительству поспособствовать в решение их проблем?
– Именно просили. И главное – снизить железнодорожные тарифы на грузовые перевозки. Потому, что, не смотря на падение цен на нефтепродукты, ж/д тарифы увеличились за последнее время на 60%. И перевозить сегодня достаточно дорого. В цене нефтепродуктов сегодня очень высокая составляющая именно железнодорожных тарифов.
Например, Кременчуг часть нефти импортирует через порт. И в порты же потом везет на экспорт мазут. То есть, они дают прилично заработать железной дороге. На ровном месте. И все это ложится потом на потребителей.
Поэтому, я думаю, что тарифы можно пересмотреть. Ведь когда их повышали, что стоимость тонны дизтоплива доходила до восьми тысяч. А сегодня она столько не стоит.
– Какие сейчас цены на мазут?
– На прошлой неделе цена была около 2200 гривен за тонну.
– А экспортные?
– На мировых рынках мазут с содержанием серы 3,5% в конце прошлой недели стоил 196 долларов. То есть, в Украине сегодня цена на мазут среднемировая. Но, уточню – это было на прошлой неделе.
– Вы сказали, что сегодня украинские НПЗ могут направить на внутренний рынок (с учетом закрытия своих экспортных контрактов) около 100 тысяч тонн мазута. А какое потребление этого топлива в Украине было до «газовой войны»?
– Да давно мазут не покупают. Очень давно. Вот в чем вопрос. Но на сегодняшнюю ситуацию нужно смотреть и под другим углом. Если содержание серы в топливе выше 3,5%, и вы им будете топить в Киеве, все вокруг будет желтым. И не надо забывать про экологию. Ведь серу из мазута никуда не денешь. И это очень серьезно.
– И какой в основном мазут сегодня производят наши НПЗ?
– Вот такой и производят – М100. В свое время, когда топили в Украине мазутом (это в 90-е годы), то в основном заводы делали «сороковый» мазут. Там совершенно иное содержание серы – меньше. И там значительно выше содержание дизельного топлива было. И, конечно, его сжигание так не сказывалось на экологии.
Поэтому, здесь есть проблема. И одно дело в поле топить, другое – в центре Киева.
– А куда тогда используют наш мазут зарубежные заказчики?
– И в переработку берут. И топят также. Но в основном, для дальнейшей переработки.
– На сколько вы прогнозируете рост спроса на украинский мазут со стороны потребителей?
– Я не энергетик, я – нефтепереработчик. И могу лишь повторить, что НПЗ заявили о готовности сотрудничать с правительством в вопросе поставок мазута на внутренний рынок. Но здесь нужно понимать, технологически перейти предприятиям с газа на мазут – тоже непростой вопрос…
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram