Украина погорела на белорусском бензине

Точка зору

На прошлой неделе украинский нефтерынок смог оценить, насколько он зависит от импортного топлива. Ухудшение экономической ситуации в Белоруссии заставило власти республики ограничить отгрузки оптовым поставщикам. А в пятницу начала взиматься пошлина на вывоз топлива для тех, кто пересекает границу более пяти раз в неделю. Это привело к очередному росту цен на украинских заправках. Его пока удается гасить за счет резервов нефтеперерабатывающих заводов. Но стабилизация возможна лишь в случае возобновления импорта из Белоруссии. Об этом пишет "Коммерсант-Украина".

Вчера власти Белоруссии впервые публично признали наличие дефицита нефтепродуктов в стране. Пресс-секретарь государственного таможенного комитета Белоруссии Игорь Пешков заявил, что с 11 июня при вывозе за пределы Таможенного союза автомобильного топлива чаще, чем один раз в пять дней, физические лица будут уплачивать экспортные пошлины на весь объем вывозимого бензина или дизтоплива. За полный бак топлива объемом 50-60 литров необходимо будет уплатить $16-19, отметил господин Пешков.

Тем временем перебои с оптовыми поставками белорусских нефтепродуктов ощущаются на украинском рынке уже неделю, отмечает председатель правления ПАО "Укртатнафта" Павел Овчаренко. Девальвация национальной валюты в стране спровоцировала ажиотажный спрос на товары, в том числе бензин. К тому же на ремонте находится Мозырский НПЗ. "Целый ряд владельцев крупных сетей АЗС испытывают проблемы и перебои с поставками белорусского горючего и фактически перешли на украинский бензин",– отмечает генеральный директор сети АЗС "Донецкойлсервис" Виктор Мартиросян. Как рассказал директор крупной западноукраинской сети АЗС, закупавшей топливо на Мозырском НПЗ, отгрузки с завода производятся с перебоями, фактически отгружается только треть законтрактованных нефтепродуктов. В Минэнерго отмечают, что из-за перебоев с белорусским горючим объем поставок топлива на украинский рынок за последнюю неделю снизился на 12-15%. По данным консалтинговой компании UPECO, это привело к росту цен на бензины на 10-15 коп., на дизтопливо – на 13 коп. за литр. До конца июня, по мнению аналитиков компании, бензин может подорожать еще на 15-20 коп.

Пока, по словам аналитика консалтинговой компании UPECO Александра Сиренко, белорусское топливо удается заменить украинским, но в дальнейшем ситуация остается неопределенной. "Нефтеперерабатывающие предприятия имеют длительный цикл производства – до 45 дней с момента заключения контрактов на поставку сырья до отгрузки горючего потребителям. Увеличив переработку сейчас, мы не можем быть уверены, что наши нефтепродукты в июле будут воcтребованы рынком,– заявил директор ООО 'ТНК-ВР Коммерс' Феликс Лунев.– Но после возобновления работы Мозырского НПЗ на полную мощность экспансия этого предприятия на украинский рынок продолжится". При этом девальвация национальной валюты Белоруссии в долгосрочной перспективе улучшает экспортные позиции НПЗ этой страны: их продукция станет дешевле, отмечает господин Лунев. Он напоминает, что импорт топлива из Европы в Украину составляет менее 10% в объеме импорта. "Европейские заводы, как и украинские, не могут конкурировать с производителями Таможенного союза, имеющими льготное ценообразование на нефть,– отмечает глава 'ТНК-ВР Коммерс'.– На перепродаже европейского или украинского топлива столько не заработаешь – все трейдеры это прекрасно понимают".

Член комитета Верховной рады по ТЭК Александр Гудыма считает, что теперь стабилизация возможна либо после возобновления импорта нефтепродуктов из Белоруссии, либо в случае введения пошлин на любое импортное горючее и наполнения рынка украинским топливом. "Кабмину надо определиться с тем, каким он хочет видеть рынок – свободным или прогнозируемым. Если первым, то тогда надо понимать, что никаких гарантий в отношении цен и объемов поставки быть не может по определению",– отмечает господин Сиренко. Напомним, что ранее Минэнерго начало специальное расследование в отношении импорта нефтепродуктов. Расследование было открыто на том основании, что за прошлый год, по данным Минэнерго, импорт нефтепродуктов в Украину возрос с 3,8 млн т до 4,5 млн т.

Олег Гавриш

Новини

29 Квітня 2025

У 2025-му виробництво цинку та свинцю перевищить попит

Україна не зверталася до ЄС у питанні відстрочення екологічного мита СВАМ – Єврокомісія

Казахстан продовжив антидемпінгові заходи щодо прокату з України

Кабмін прийняв важливе рішення щодо тарифів на електроенергію

Світове виробництво міді зросте на тлі стриманого попиту – прогноз

Світові ціни на нафту падають через торговельну напругу між США та Китаєм

У ЄС розробляють стандартні ціни на вуглецеві квоти 

УЗ вперше перевезла нафтопродукти за маршрутом Литва – Польща – Україна 

Імпорт електромобілів в Україну зріс на понад чверть

28 Квітня 2025

Іспанія готується до водневої епохи: Enagas запускає масштабний проєкт

Китайський сталеливарний гігант закликає уникати жорсткого контролю над виробництвом

Росія відправила перший вантажний потяг в Крим через окуповані території

Україна у 2024 році витратила на війну понад $64 млрд – SIPRI

ІНТЕРПАЙП у 1 кварталі 2025 року сплатив 1,2 млрд грн податків та зборів

Український експорт до США: нові тарифи не завдадуть значного удару – НБУ

Корейська компанія виявила інтерес до відновлення України через зелену металургію та енергетику

ВСІ НОВИНИ ⇢