Переработчики согреются мазутом
Точка зоруЗатянувшийся газовый кризис заставил Кабмин утвердить на вчерашнем заседании еще ряд мер, способствующих переводу на мазут отечественных предприятий. Между тем активизация спроса и общее повышение стоимости нефтепродуктов с начала года взвинтило цены на некогда убыточный мазут.
Ввиду неопределенности с обеспечением страны природным газом премьер Юлия Тимошенко вновь заговорила о полномасштабном переходе на альтернативные виды топлива. Пытаясь заместить недостающие объемы газа, Кабмин в первую очередь сосредоточил внимание на мазуте. «В условиях, когда нефть подешевела в три раза, мазут сейчас является абсолютно рентабельным видом топлива»,— подчеркнула премьер.
После заседания министр топлива и энергетики Юрий Продан сообщил, что правительство приняло решение о привлечении кредита Ощадбанка для закупки мазута, чтобы использовать его на предприятиях страны. Также для обеспечения энергогенерирующих компаний и теплоэлектроцентралей мазутом Кабмин разрешил госпредприятию «Энергорынок» привлекать целевые кредиты по упрощенной процедуре — у одного участника без проведения тендера.
По словам господина Продана, «Энергорынок» затем должен передавать полученные кредитные ресурсы генкомпаниям и ТЭЦ, которые смогут закупать мазут по упрощенной схеме, утвержденной Кабмином 9 января. Напомним, что на прошлой неделе правительство распорядилось перевести 135 промышленных предприятий и электростанций на резервные виды топлива (мазут, уголь, дизельное и печное топливо). При этом запасы мазута на складах, попавших в перечень предприятий, составили на начало января лишь чуть более 124 тыс. т. Как уже наметившийся, так и ожидаемый спрос на мазут в последние дни взвинтил цены на это топливо.
«Рост спроса на этот продукт как на альтернативу газу, да и общий 20%-ный рост цен на нефтепродукты в крупном опте, наблюдаемый в начале этого года, привели к тому, что некоторые заявки на рынке достигли 2550 грн. за 1 т»,— отмечает замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. По данным экспертов НТЦ, за первые полторы недели стоимость мазута на внутреннем рынке, таким образом, повысилась на 9%, в то время как на внешнем — на 25% (до $250). Впрочем, дабы избежать дальнейшего спекулятивного роста стоимости мазута, правительство решило ввести лицензирование экспорта этого вида топлива до 1 мая.
Но даже сложившаяся ситуация более чем выгодна для отечественных переработчиков — в первую очередь Лисичанского и Одесского НПЗ, на долю которых приходится три четверти производства мазута (1036,5 и 548,6 тыс. т соответственно). Если в прошлом году производство этого продукта было убыточным (см. «і» от 14 января), то в этом году внутренний спрос дает заводам шанс существенно улучшить свою экономику.
«В сложившихся условиях реализовать мазут на внутреннем рынке заводам выгодно за счет более короткого транспортного плеча. Ранее львиная доля мазута экспортировалась, но возросшие транспортные тарифы съедали значительную часть выручки переработчиков»,— объясняет исполнительный директор UPECO Сергей Куюн. «Кроме того, зима — особенно благоприятное время, поскольку хранение мазута в холодную пору требует использования специальных цистерн с тепловой подушкой. А это снова дополнительные издержки. Особенно когда в Одесском порту, куда стекается экспортный мазут, образовываются пробки»,— утверждает эксперт.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram