Прощай, Германия
Точка зоруВ ведущем немецком экономическом еженедельнике Wirtschaftswoche (WiWo) в начале июля была опубликована информация о переводе европейской штаб-квартиры «Газпрома» из Берлина в Люксембург. Причем в данном случае речь идет о формальной регистрации фирмы, которая до сих пор называлась Gazprom Germania. Как подчеркивается в WiWo, оперативное руководство деятельностью концерна в Европе будет осуществляться из Лондона.
Надо сказать, что в штаб-квартире «Газпромэкспорта», который непосредственно руководит деятельностью газпромовской «дочки», о подобных публикациях осведомлены, но категорически отказываются их комментировать. Позицию замалчивания заняла и пресс-служба материнской компании.
С точки зрения одного из знатоков закоулков российского газового гиганта профессора Алексея Хайтуна, видимо, в данном случае речь может идти прежде всего о внутренних разборках в «Газпроме». Определенные основания для этого есть. Решение о смене прописки совпало со сменой руководства немецкой «дочкой». Бывшего российского посла Владимира Котенева в июне в берлинском кресле сменил малоизвестный газпромовский менеджер. На сайте «Газпромэкспорта» упоминается, что уход Владимира Котенева произошел после его общения с главой «Газпрома» Алексеем Миллером по «взаимному согласию».
Следует отметить, что, по данным британского агентства ВВС, Владимир Котенев, сменивший Ханса-Йоахима Горнига, занимавшего руководящее кресло последние 20 лет, пробыл на своем посту не более года. ВВС приводит слова Котенева: «Вокруг «Газпрома» в Германии сложился достаточно негативный имидж, исправление которого он считает своей задачей. Необходимо прекратить демонизировать «Газпром».
Правда, некоторые эксперты указывают на то, что в Москве деятельностью Котенева, хотя он, судя по всему, правильно оценил направление главного удара, остались недовольны. И основания для этого есть. Некоторые из них носят объективный характер, но ряд недостатков руководства Котеневым вверенной ему компанией обусловлен субъективными моментами. К ним относятся прежде всего значительные непрямые расходы, не связанные с основной деятельностью «дочки», сводящейся к продвижению интересов «Газпрома» в Германии и в Европе.
Конечно, траты на содержание немецкой футбольной команды Schalke 04, достигающие 15 млн. евро в год, трудно отнести к производственным расходам. Да и популярности российской газовой монополии это вряд ли существенно прибавило (если, конечно, не считать болельщиков этого футбольного клуба). Но и при Горниге, и при Котеневе «Газпром» охотно демонстрировал себя в качестве спонсора не только в спортивной жизни Германии, но и как меценат в сферах культуры, искусства, социальной жизни. Говорят и о роскошной жизни местной газпромовской элиты, грандиозных приемах и прочих тратах, в которых винят недавнего главу Gazprom Germania.
Но главное, конечно, заключается в том, что не удалось сделать Котеневу. В связи с этим заслуживает внимания анализ деятельности «Газпрома», приведенный на сайте немецкого агентства Deutsche Welle. «Политика Российской Федерации, – пишут эксперты Deutsche Welle, – сосредоточена на возвращении себе прежней сферы влияния. Одним из средств, ведущих к воплощению этой цели, является раскол европейской энергетической солидарности и усиление зависимости стран Балтии, Украины, Белоруссии и Польши от поставок газа из России. Энергетическая солидарность Евросоюза – это пустой лозунг, за которым скрываются сделки Германии, Франции или Италии с Россией, ведущиеся через голову стран так называемой новой Европы, в том числе и Польши».
Можно согласиться с приводимыми немецкими экспертами ссылками на анализ Центра восточных исследований «Экспансия «Газпрома» в ЕС: кооперация или доминирование». Из него следует, что «старые и новые страны – члены ЕС отличаются по степени диверсификации источников поставок: у стран ЕС-15 структура импорта газа диверсифицирована хорошо и имеет три основных источника: Россию (31%), Норвегию (30%) и Алжир (18%). При этом в структуре импорта стран ЕС-12 доминирующую роль играет Россия, из которой поступает 85% газа. Эти отличия являются одной из основных причин расхождений в подходе стран обеих групп к важнейшим вызовам, стоящим перед европейской энергетической политикой, а также к предлагаемым действиям по усилению безопасности поставок сырья». Котеневу, очевидно, не удалось грамотно защищать интересы «Газпрома» в названных сферах деятельности.
Сегодня ситуация меняется. Активное продвижение третьего энергетического пакета сводит на нет старую опробованную тактику «Газпрома». И ее надо пересматривать. И Котеневу вряд ли было под силу противодействовать новым европейским тенденциям.
Что, как говорится, в сухом остатке? Ясно, что российский дипломат не справился с поставленной задачей. Несмотря на потраченные миллионы евро, «Газпром» не избавился от негативного имиджа в Германии. Возможно, в данном случае ему надо бы использовать другую тактику, кстати, давно опробованную и активно применяемую немецкими концернами, лучше учитывающими особенности страны. Лоббирование интересов немецких компаний в значительной степени осуществляется через парламент и массмедиа. Кулуарные контакты на высоком уровне и подачки представителям спорта и искусства, практикуемые в России, на европейской почве особого успеха не принесли.
Мало помогли европейскому бизнесу «Газпрома» и периодические громогласные «заклинания» одного из ведущих московских лоббистов газового бизнеса главы Российского газового общества Валерия Язева. Поскольку понятно, что практикуемые методы работы с общественностью давно пора менять не только в Европе, но и в России.
Существенные финансовые потери понесет берлинский бюджет. Ведь Gazprom Germania, по некоторым данным, до сих пор была крупнейшим плательщиком налогов в столичную казну. Без работы останутся 180 берлинских сотрудников компании и в целом по Германии – 520 ее служащих. С позиций Берлина «Газпром» контролировал свое 50-процентное участие в третьем по величине немецком торговце природным газом компании Wingas. К этому надо добавить, пишет WiWo, контроль над торговцами газом в Цюрихе, Лондоне Стамбуле и в Праге.
До сих пор именно Gazprom Germania, отмечает WiWo, считался важнейшим бастионом «Газпрома» в Европе. Но изменившиеся политические и экономические условия ведения европейского бизнеса диктуют иную его структуру и другие методы. Судя по всему, на улице Наметкина это начинают осознавать.
Олег Никифоров
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram