Конец сезона бензинового послабления

Точка зору

Несвойственная зимнему периоду тенденция роста цен на АЗС, мягко говоря, настораживает. Но эксперты уверяют – причин для стабилизации, увы, нет.

Обвальное снижение стоимости мировых цен на нефть, наблюдавшееся во второй половине прошлого года, позволило и украинским бензиновым магнатам побаловать потребителей некоторым ценовым послаблением.

Однако резвый рост курса доллара внутри страны, к которому привязаны украинские нефтетрейдеры, во многом нивелировал нисходящие тренды мировых рынков. При такой курсовой ситуации терять прибыль нашим нефтетрейдерам было явно не на руку.

Антимонопольный комитет Украины в декабре возбудил дело по факту резкого роста цен на светлые нефтепродукты. На тот период цены повысились в среднем на 5-7%, тогда как мировые цены на нефть еще продолжали снижаться. Исполняющий обязанности главы АМКУ Александр Мельниченко даже призвал нефтетрейдеров пересмотреть цены адекватно снижению стоимости нефти на мировом рынке.

Очевидно, нефтетрейдеры вняли призыву, и как только вектор цены на мировых рынках изменился, внутренние цены на горючку пришли в соответствие с глобальными тенденциями.

Но не только колебанием цен на нефть и нефтепродукты в мире вызвано нынешнее повышение цен на бензин. Исполнительный директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн в интервью ИА "Интерфакс-Украина" заявил, что рост цен на бензин и дизельное топливо в Украине с начала 2009 года вызван преимущественно ожиданиями компаний повышения акцизов на эти продукты. "Повышение цен на нефтепродукты, произошедшее в первые дни января, следует воспринимать как следствие некоторой неразберихи вокруг сроков и параметров повышения акцизов и начала их действия, а также традиционными колебаниями цен в период новогодних праздников", – сказал Сергей Куюн.

Эксперт подчеркнул, что обычно в этот период реальные сделки по купле-продаже нефтепродуктов не заключаются, поэтому повышение оптовых цен также следует рассматривать как своеобразную подстраховку и излишне пессимистичные ожидания производителей.

"Последние вынуждены избирать такую позицию в связи с низкой рентабельностью своей работы и связанными с этим рисками получения убытков", – отметил С. Куюн.

По его оценкам, повышение акциза на бензин на 50 евро за тонну с учетом НДС и курса евро, к примеру, на уровне 10,48 грн./евро, составит около 630 грн./тонна, что в розничном сегменте может повысить стоимость этого продукта на около 47 коп./литр.

Кроме того, эксперт отметил, что произошедший на европейском рынке скачок цен на нефтепродукты с начала года приблизительно на 23% также стал одним из факторов удорожания бензина в Украине.

Моторное топливо уже подорожало в рознице на 35-40 копеек за литр, дальше – больше.

В условиях повального снижения темпов производства, а следовательно, снижения спроса на топливном рынке рост цен на бензин, на первый взгляд, выглядит нелогичным. Однако трейдеры уверяют, что от них в нынешних реалиях ничего не зависит.

Факторы роста

Глава крупнейшего нефтетрейдера Донецкого региона – компании "Параллель" – Дмитрий Кулик заявил "Салону", что на ценообразование в сегменте ГСМ сейчас оказывают влияние, по крайней мере, три фактора.

Во-первых, это резкий и непредсказуемый скачок курса доллара и евро, то есть валюты, за которую трейдеры закупают импортные нефтепродукты, доля которых на украинском рынке ГСМ сейчас достигает 70%.

Во-вторых, Верховная рада утвердила новый размер акцизной ставки на моторное топливо. Акциз на бензины повысился на 50 евро за тонну – с 60 до 110 евро, поэтому при курсе евро 10,31 грн./евро повышение на одном литре, по нашим данным, составляет 50 – 55 копеек.

Третий серьезный фактор – это значительное подорожание отечественных бензинов и дизельного топлива в закупке. С 5 января украинские НПЗ подняли отпускные цены на нефтепродукты на 1-1,5 тыс. грн. за тонну. Закупочная цена Кременчугского НПЗ поднялась на 1,17 -1,25 грн. за литр по сравнению с 30 декабря 2008 года, то есть более чем на 1-1,5 тыс. грн. за тонну, тогда как в декабре, по данным нашей компании, украинские НПЗ плавно снижали цены в первой половине месяца (в среднем на 375 грн./тонна) и умеренно повышали во второй – в целом на 632 грн./тонна.

"Влияние этих трех факторов, а также существующие на рынке ожидания по поводу возможного введения 13% пошлины на импорт уже привели к подорожанию моторного топлива в рознице на 35-40 копеек за литр, и мы прогнозируем рост цен и в дальнейшем", – заявил Дмитрий Кулик.

НПЗ теряют объемы

Информация, которая поступает от нефтеперерабатывающих заводов, негативна не только в ценовых параметрах. По итогам 2008 года НПЗ массово сократили производства. Так, Лисичанский нефтеперерабатывающий завод в минувшем году сократил переработку нефтяного сырья на 28,2% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года – до 4 млн. 59 тыс. тонн. Дрогобычский нефтеперерабатывающий завод в 2008 году переработал 569,8 тыс. тонн нефтяного сырья, что на 13,9% меньше, чем за 2007 год. Надвирнянский нефтеперерабатывающий завод в прошлом году переработал 317 тыс. тонн нефтяного сырья, что на 63,2% меньше, чем за 2007 год. Более того, 15 января Надвирнянский нефтеперерабатывающий завод остановил производство продукции. Причина – отсутствие разрешения Госпотребстандарта на производство нефтепродуктов с содержанием серы более 0,2%, хотя в настоящее время на предприятии ведется реконструкция, которая позволит выпускать продукцию необходимого качества, но предполагается, что завершена она будет в течение трех лет.

По прогнозам экспертов, в этом году можно ожидать переработку нефти не больше 11-12 млн. тонн, и производство нефтепродуктов существенно сократится.

Новини

17 Липня 2024

Японія надасть Україні кредит на $3,3 млрд від заморожених активів РФ 

Україна в січні-червні 2024 року збільшила ввезення цинку та олова

Вирівнювання тарифів на розподіл буде критичною помилкою для української економіки 

У Німеччині стає вигідніше спалювати вугілля, оскільки вартість викидів вуглецю знижується

ПАР закликає використовувати зелену енергію, щоб уникнути податку на викиди вуглецю

Промислове виробництво в ЄС у травні скоротилось на 0,8% 

Нардепи розробляють для бізнесу законопроєкт економічної мобілізації

Thyssenkrupp планує скоротити викиди вуглецю до 3,5 млн тонн на рік

Міноборони анонсувало запуск послуги єБронювання

Бельгія виділяє Україні 150 млн євро: частина з цих коштів піде на відновлення енергетичної інфраструктури

Польська JSW у ІІ кварталі скоротила видобуток коксівного вугілля на 14,4%

Ціни на нафту знижуються на тлі уповільнення попиту в Китаї

Міністр Галущенко та члени НКРЕКП підставляють президента Зеленського із тарифами на електрику – думка

З ремонту вийшов блок АЕС, сподіваємось на зайві години світла в мережі

Вирівнювання тарифів на розподіл буде критичною помилкою для української економіки – екс-міністр

В Україні побудують завод з виробництва патронів та гвинтівок

ВСІ НОВИНИ ⇢