В русле МВФ
Точка зоруВ соответствии с достигнутой ранее договоренностью вчера в Киев должна была прибыть миссия Международного валютного фонда. Но, как говорится, не сложилось. Видимо, Украиной в Вашингтоне недовольны. А в нашей стране тем временем складывается не лучшая традиция: если какие-нибудь переговоры на межгосударственном уровне проходят неудачно, то их итоги покрываются пеленой молчания. Так было с недавним визитом Президента в Москву, когда Украина пыталась добиться улучшения формулы цены импортного газа, так случилось и после того, как в страну после переговоров с Международным валютным фондом в Вашингтоне вернулись главы Минфина и Минэнергоугля Федор Ярошенко и Юрий Бойко. Единственная новость, прибывшая почти одновременно с ними, заключалась в том, что запланированный визит миссии МВФ в Украину в ранее намеченные и согласованные сроки не состоится. Это провал или просто тайм-аут для более основательной проработки готовящихся решений? В ответ в Украине — ни одного официального комментария от участников этой поездки.
И только специальный советник директора МВФ Дэвид Липтон по итогам переговоров в Вашингтоне сообщил телеграфным стилем и для тех, кто умеет читать между строк: «Я подчеркнул важность сильной политики и реформ для преодоления задержки и завершения второго этапа пересмотра. Власть подтвердила свою заинтересованность целями программы stand-by и осуществлением мер. Следующая миссия фонда в Киев планируется на конец октября». «Представители власти Украины еще раз подтвердили свою решимость обеспечить достижение целей, поставленных программой stand-by, и реализацию ожидаемых мероприятий…» — сообщает вэб-сайт МВФ со ссылкой на Липтона. То есть переговоры не принесли никакого ощутимого результата. Да и надеялось ли на него наше правительство? Посылая Ярошенко и Бойко в Вашингтон, премьер-министр Николай Азаров говорил совсем о другом: Украине необходимо развивать экономику, зарабатывать деньги, чтобы не зависеть от кредитов. В принципе, очень правильные слова. Но почему бы не воспользоваться кредитной программой МВФ, с которым было заключено соответствующее соглашение? Никто другой не застраховал Украину на случай, если снова разразится мировой кризис. Хватит ли финансовой плавучести нашему кораблю?
Напомним, выделив Украине 22 декабря прошлого года второй транш кредита stand-by (1,6 млрд.долл.), Фонд поставил перед нашим правительством также определенные кратковременные цели. Однако работавшая в марте в Киеве миссия Фонда не увидела перспектив их реализации и не рекомендовала совету директоров МВФ принимать позитивное решение. С тех пор МВФ находится в ожидании, а правительство Украины — в патовой ситуации между требованиями международных кредиторов и нежеланием окончательно испортить отношения с собственным народом.
Первая и едва ли не самая трудная цель, поставленная МВФ перед Украиной, — пенсионная реформа. Она не нашла особого понимания в стране, а потому соответствующий закон еще до сих пор даже не передан на подпись Президенту. Далее — столь же трудно осуществимое для власти практически накануне парламентских выборов повышение тарифов на газ и теплоснабжение для населения. Следующий пункт — вариант предыдущего. Международные банкиры согласились на умеренное повышение тарифов в том случае, если правительству удастся изыскать в бюджете финансовые ресурсы, компенсирующие эту уступку. И наконец, последнее. Нацбанк, по мнению, МВФ, следует освободить от обязанности выкупать рекапитализационные облигации правительства, поскольку это противоречит принципу независимости регулятора.
Впрочем, большинство опрошенных «Днем» экспертов считают, что сейчас в Украине нет острой нужды в кредите МВФ, но программа stand-by, по их мнению, должна работать и не ставиться под сомнение, главным образом, с тем чтобы не снижать и без того несколько подмоченную политическими событиями инвестиционную привлекательность страны.
Говоря о возможных последствиях отсрочки кредита МВФ для Украины, президент Центра экономического развития Александр Пасхавер отметил интересную особенность: «Сочетание второй волны кризиса, пусть она будет даже заведомо слабее первой, с отказом от кредитов (МВФ. — Авт.) грозит Украине серьезными экономическими последствиями или сдачей позиций в отношениях с Россией в обмен на ее кредит».
А вот премьер-министр, естественно, совсем не боится остаться без кредита. «Деньги нам сейчас, еще раз говорю, не нужны. Если они будут нужны, значит, мы поедем в Вашингтон, поставим определенные условия, выполним условия, которые потребуют от нас кредиторы, и получим этот транш. Никаких препятствий для получения транша (МВФ. — ИФ) не существует», — сказал он журналистам в минувшую пятницу. «Вчерашнее заявление МВФ, — уверен Азаров, — говорит о том, что сотрудничество не просто продолжается, а активно развивается. Реальная ситуация заключается в том, что наш министр финансов и наш министр топлива и энергетики, глава Национального банка провели переговоры с руководством МВФ и договорились определить, как выполняется программа, и наметили сроки приезда миссии». Правильно излагаете, Николай Янович, по-государственному, чтобы не создать никакой паники. Но по-государственному ли посылать двух министров плюс главу Нацбанка плюс какую-то еще их чиновничью свиту за океан только для того, чтобы перенести сроки приезда миссии МВФ в Киев? Между тем, в правительстве хотели бы надеяться, что в результате работы миссии в октябре-ноябре два транша программы stand-by могут быть объединены и резервы НБУ можно будет пополнить сразу примерно на 3 миллиарда долл. Обращает на себя внимание также намерение Азарова ставить условия МВФ. Это вера в свои силы или гипертрофированная самоуверенность, описанная еще дедушкой Крыловым как конфликт слона и небольшой собачки?
В отличие от премьера, глава Верховной Рады Владимир Литвин довольно сдержанно прокомментировал отсрочку приезда миссии, а, следовательно, и предоставления транша кредита МВФ. По его словам, «это, скорее всего, психологический и, если хотите, политический, если можно применить это слово, момент».
На что намекает спикер? Хотелось бы надеяться, что внутренняя украинская политика не очень сильно влияет на решения МВФ. Думается, на первом месте у международных банкиров должна быть макроэкономика и публичные финансы стран-заемщиков. В этом плане у Украины неплохие перспективы. Динамика наполнения бюджета не вызывает нареканий. Уже согласована с МВФ доходная часть проекта госбюджета на 2012 год, и, как сообщила первый заместитель главы Администрации Президента Ирина Акимова, сейчас утрясаются расходные статьи. «Это означает, что правительство серьезно относится к подготовке самого важного документа. Я надеюсь, как и было запланировано, до 15 сентября этот документ будет внесен в парламент», — сказала она, косвенно объяснив таким образом, почему миссия МВФ приедет в Украину только в конце октября, то есть к сроку, когда бюджет пройдет обсуждение и может быть принят в украинском парламенте. В чем загвоздка? Попробуем уловить ответ в высказываниях экспертов «Дня».
О бюджете, но уже с несколько иных позиций говорил, отвечая на вопрос «Дня», генеральный директор аналитического центра БЕСТ Валерий Гладкий. По его мнению, причины задержки приезда миссии состоят в невыполнении программы МВФ для Украины, а именно бюджета этого года. «К нему приняли изменения, но все сэкономленное пустили на расходы, что нельзя было делать. А главная фишка МВФ — сокращение бюджетного дефицита и стабилизация государственных финансов». Пока не сработали, по мнению Гладкого, и такие инструменты борьбы с бюджетным дефицитом, как пенсионная реформа и повышение тарифов на газ для населения, сокращение других расходов. «Реализовать все это — целиком и полностью во власти правительства, — отмечает эксперт, — а для Фонда главное — сокращение бюджетного дефицита. Если получается свести его до оговоренных 3,1% ВВП, то выполнение программы МВФ, как говорится, в русле. А если нет — тогда страна, получается, на мели». Сейчас задержка (на два месяца) с траншем, с принятием серьезного решения практически не страшна, считает эксперт, негативных последствий не предвидится. Но по истечении этого времени могут быть два варианта выводов МВФ: или его программа для Украины выполняется, и тогда наша страна получает очередной транш, или же признает, что программа провалена. «Третьего не дано, — отмечает Гладкий и добавляет: — без транша МВФ мы еще как-то выдержим, а без программы МВФ в целом — вряд ли».
Президент государственного научно-учебного учреждения «Академия финансового управления» и участник разработки антикризисных мероприятий правительства Татьяна Ефименко не считает возможным комментировать нюансы внутренней политики, но уверена, что Украина «в состоянии достаточно серьезно противостоять второй кризисной волне». По ее мнению, «мы обходимся без очередных траншей, по крайней мере, в ближайшее время и имеем возможности для отсрочки… и не видим проблем, связанных со срочным поступлением денег». Как рядовой гражданин, Ефименко может предположить, что «в принципе МВФ больше всего интересует бюджет 2012 года в связи с ценой на газ, которая дотируется из бюджета, а поэтому влияет на его дефицит, а также ход пенсионной реформы, которую мы не откладываем, но нам необходимо обсудить ее в стране, чтобы каждый гражданин понимал, что происходит. И тут также есть политические обстоятельства, — говорит президент Академии, — которые я не хотела бы комментировать». В то же время она считает, что «наличие доброй воли и объединение усилий профессионалов в разных политических силах» могло бы дать положительный результат в решении имеющихся в государстве проблем. Ефименко приводит в пример Бельгию, которую очень сильно расколол межнациональный конфликт. «И тем не менее, там устойчиво формируется бюджет, — говорит она и продолжает: — Я убеждена, запаса прочности у нас достаточно, а дестабилизующим фактором — это мое частное мнение — может быть только отсутствие согласия политических сил».
Политический аспект в мозаику экспертных взглядов на эту проблему внесла доцент экономического факультета Львовской политехники Ольга Мних: «Народ не удовлетворен этими пенсионными реформами. Экономика не поднимается. Если сейчас еще повысить платежи за газ и за все остальное, то у нас доля бедного населения превысит 80%. Поэтому власть боится бунта…»
Виталий Княжанский
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram