Черноморские трубы замерзли

Точка зору

«Транснефть» приостанавливает переговоры по нефтепроводу Самсун – Джейхан и замораживает проект Бургас – Александруполис. Это ставит под вопрос транспортировку нефти в обход Босфора и Дарданелл и может затруднить прокладку газопровода «Южный поток». Россия соглашалась участвовать в строительстве трубы Самсун – Джейхан в обмен на одобрение турецкими властями газового проекта.

«Транснефть» считает проект нефтепровода Самсун – Джейхан экономически нецелесообразным и замораживает переговоры с Турцией, заявил в пятницу вице-президент компании Михаил Барков.

«Заморожены переговоры, но мяч на турецкой стороне», – заявил Барков. По его словам, Турция может создать условия, которые сделают проект рентабельным.

Нефтепровод должен соединить черноморский порт Самсун со средиземноморским Джейханом, откуда нефть танкерами будет поступать в порты Средиземного моря. Проект призван разгрузить проливы Босфор и Дарданеллы, переполненные нефтяными танкерами. Мощность трубы по проекту составит 60—70 млн тонн, затраты оцениваются в $3 млрд.

Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев отмечает, что проект изначально не представлял для России большого экономического интереса. «Для Турции стратегическая задача – сделать Джейхан одним из основных нефтеналивных портов мира. Туда поступает нефть из Ирака и Азербайджана, теперь турецкие партнеры хотят частично привязать к нему российскую нефть (в Самсун должна морем поступать нефть из Новороссийска), – рассказывает эксперт. – Но для России проект нефтепровода изначально большого экономического интереса не представлял: слишком много перевалок – в Новороссийске, в Самсуне и в Джейхане».

«Это дорого и сложно», – резюмирует Танкаев.

«Транснефть» в начале года говорила о том, что стоимость транспортировки нефти морем составляет $2 за тонну, по трубе Бургас – Александруполис будет составлять $7–8, а поставка тонны нефти по нефтепроводу Самсун – Джейхан обойдется, по турецким расчетам, в $22–25 за тонну.

Но приостановка переговоров оставляет нерешенной проблему Босфора и Дарданелл. Ранее альтернативным путем поставок считался нефтепровод Бургас – Александруполис, но и его «Транснефть» готовится заморозить, из-за того что Болгария не финансирует свою часть проекта. В пятницу Барков заявил, что в октябре-ноябре «Транснефть» переведет Бургас – Александруполис в «спящий» режим, но полностью отказываться от него не будет.

Топ-менеджер отметил, что дело турецких проливов может быть решено за счет других проектов, которые предполагают транспортировку нефти в обход Босфора и Дарданелл. По его словам, в настоящее время их 15, 7 из которых «являются наиболее реальными».

Барков заявил, что не исключает участие «Транснефти» в одном из таких проектов и упомянул Трансфракийский нефтепровод (должен соединить черноморское побережье Турции с турецким портом Сарос на Средиземном море; этот маршрут на 100 км короче, чем Бургас – Александруполис).

Приостановка переговоров по проекту Самсун – Джейхан может вызвать ответную реакцию Турции по вопросу прокладки газопровода «Южный поток».

«Экономика Самсун – Джейхана с самого начала была сложной, и Россия согласилась присоединиться к нему в основном для того, чтобы обеспечить со стороны Турции поддержку «Южного потока», – напоминает аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков.

В 2009 году турецкие власти обещали одобрить прокладку «Южного потока» через территориальные воды Турции, в обмен на это Россия согласилась принять участие в проекте Самсун – Джейхан. В настоящее время турецкие власти ожидают ТЭО по «Южному потоку». Предполагается, что документы будут предоставлены Турции в четвертом квартале 2011 года.

Турция затягивала решение вопроса о выдаче разрешения на научные изыскания в акватории. «После нового заявления «Транснефти» возможна негативная реакция Турции, которая скажется на других совместных проектах, в первую очередь «Южном потоке» и строительстве АЭС «Аккую», – предупреждает аналитик ИК «Универ» Дмитрий Александров.

«Логика «Транснефти» непонятна, – добавляет Рустам Танкаев. – Но компания руководствуется исключительно узкокорпоративными интересами».

Алексей Топалов

Новини

17 Січня 2025

Мінрозвитку не комунікує з бізнесом стосовно підвищення тарифу на вантажні перевезення Укрзалізниці – Укрметалургпром

Британія виділила Україні понад $170 млн на розвиток економіки та гуманітарні потреби 

У Мінекономіки заявили про рекордне зростання ВВП на душу населення

Галущенко сказав, скільки витратили на будівництво двох енергоблоків ХАЕС

Україна постачатиме водень до ЄС – підписали меморандум про створення коридору

Нафтогаз торік ввів в експлуатацію 83 нові свердловини, видобуток газу сягнув майже 14 мільярдів кубів

Велика Британія виділила Україні понад $170 млн на розвиток економіки та гуманітарні потреби 

Російський експорт палива різко підскочив до максимуму майже за рік напередодні нових санкцій США 

16 Січня 2025

Розкрадання майже 60 млн грн Укренерго: суд арештував одного з підозрюваних

Рада продовжила мораторій на банкрутство державних вугільних шахт 

ЄC планує заборонити імпорт алюмінію з Росії

Українські підприємства скоротили споживання металопрокату на 6,3% у 2024 році

Мінекономіки оновило каталог індустріальних парків

15 Січня 2025

Українські АЗС знову підвищили ціни на всі види пального

Євросоюз зацікавлений у посиленні санкцій проти металу з рф

Гетманцев вніс у Раду законопроєкти про оподаткування всіх посилок 

ВСІ НОВИНИ ⇢