Европейские политики своих обещаний не выполнили

Точка зору

Странам зоны евро необходимо или согласиться на общую налоговую политику, или заявить, что введение евро было интересным, но провальным экспериментом, считает глава второго по величине немецкого банка Commerzbank МАРТИН БЛЕССИНГ. В интервью Handelsblatt он критикует власти зоны евро, которые так и не выполнили многих своих обещаний в отношении процесса интеграции Европы.

— Г-н Блессинг, недавние социологические опросы свидетельствуют о том, что лишь 17% немцев сохраняют доверие к единой европейской валюте. Совпадает ли ваше мнение с меньшинством оптимистов или же вы разделяете пессимизм большинства респондентов?

— Я считаю, что евро и европейская интеграция необходимы. Просто нам сейчас нужно потрудиться для того, чтобы исправить допущенные при введении единой валюты ошибки.

— Верите ли вы в предотвращение развала зоны евро или же считаете возможным выход из нее отдельных государств?

— Подобную перспективу я не считаю ни наиболее вероятной, ни самой разумной. Однако это не означает, что она исключена. Сейчас нам необходимо справиться с нерешенными проблемами валютного союза. На этапе, который предшествовал введению евро, главы правительств стран Европы спорили о том, что должно появиться вначале — политический союз и вслед за ним евро или же наоборот. Решено было начать с единой европейской валюты, а над темой политического союза еще поработать. Теперь мы видим, что конструкция из единой валюты и 17 различных бюджетных политик не функционирует. Тут мы имеем две возможности: или мы гармонизируем нашу налоговую политику, или заявляем, что введение евро было интересным экспериментом, который, однако, не удался. Тогда его нужно заканчивать, причем чем быстрее, тем лучше. Я же придерживаюсь мнения, что правильным было бы продолжать объединение Европы.

— Но разве реально, что в ближайшие годы национальные правительства пойдут на то, чтобы лишиться большей части своих полномочий?

— Налоговый союз отнюдь не подразумевает, что правительства стран будут лишены всех своих прав и голоса. В конце концов, министры финансов Баварии или Гессена распоряжаются своими бюджетами, да и каждое муниципальное образование в известных рамках тоже. Однако если муниципальное образование обходится со своим бюджетом экономически неэффективно, то может случиться так, что оно попадет под своего рода принудительное управление. Возможность подобного вмешательства должна появиться со временем и в рамках Европы.

— Ну а если граждане ничего подобного не хотят?

— Тогда они должны быть до конца честными и заявить, что они не хотят иметь и единую валюту. Нынешние дискуссии в Германии по поводу судьбы евро нельзя назвать ни открытыми, ни честными. Мы хотим одновременно и съесть пирог, и сохранить его нетронутым. Мы хотим иметь евро, но не иметь последствий его обращения. Точно так же обстоит дело в Италии и Испании: все говорят, что наличие единой европейской валюты дает громадные преимущества, но мириться с ее обратной стороной — необходимостью соблюдать жесткую бюджетную дисциплину — никто не хочет. Так не получится.

— Но на создание фискального союза могут уйти годы.

— И в это время на финансовых рынках возможны еще и серьезные волнения. Но это цена окончательного завершения строительства валютного союза. Я считаю, что это вполне приемлемо.

— А каким образом удастся до тех пор успокаивать рынки?

— Тут самое главное наметить обязательный к выполнению временной график. Когда-то и единая европейская валюта начиналась с некоего графика. Так вот, в этом графике должно быть четко прописано, какие мероприятия и в какие сроки должны быть обсуждены и реализованы. Это будет для рынков эффективным успокоительным средством. Сейчас мы переживаем период кризиса взаимного доверия. Существуют сомнения в наличии у Европы перспективы успешного развития. Если же инвесторы увидят, что идет работа над решением, которое можно и понять, и просчитать, то недоверие пойдет на убыль.

— А до тех пор придется один за другим формировать пакеты финансовой помощи для стран зоны евро?

— Европейские «зонтики спасения» абсолютно целесообразны. Они дают странам зоны евро возможность выиграть время. Мы покупаем время, но мы должны его и использовать, чтобы в плане политики продвигаться вперед гораздо быстрее, чем это имело место за последние полтора года. В противном случае это означает, что цена была назначена неправильно.

— Не считаете ли вы, что ЕЦБ слишком быстро уступил политическому давлению?

— В прошлом году, когда возникли большие проблемы, политические лидеры прекрасно понимали, что необходимо найти именно политическое решение, но для этого необходимо время. ЕЦБ выразил готовность прыгнуть выше головы, но купить это время. ЕЦБ свое обещание выполнил, а европейские политики — нет. Они просто успокоились на том, что промежуточное финансирование получено и предпринимать что-либо дальнейшее пока нет необходимости. Это привело к дальнейшему обострению кризиса. Теперь политики должны эффективно использовать купленное время.

— Проблемы с финансированием сейчас испытывают не только страны — в помощи ЕЦБ нуждаются и многие банки. Как далеко до повторения шоковой ситуации с ликвидностью?

— Уровень процентов на межбанковских рынках и рынках капитала еще далек от той ситуации. После краха Lehman Brothers банки пережили шок и полностью отказались расставаться со своими деньгами. Кроме того, все банки оказались под подозрением. Сейчас положение другое. Сегодня к ним начинают проявлять недоверие, если они не из той страны…

— Если они из страны PIIGS — Португалии, Ирландии, Италии, Греции или Испании…

— Да, если вы из Германии, то проблем у вас нет. Однако, конечно, это правильно, что банки обращают больше внимания на то, какое количество ликвидности понадобится им самим и сколько на сделку и с каким сторонним банком.

— Греция показала, что опасения такие ненапрасны и банкам приходится предпринимать значительные списания. Как же получается, что надзорные органы относятся к облигациям проблемных стран как к вполне надежным бумагам, которые банки не должны гарантировать собственным капиталом?

— Если вы спросите, правильно ли это в плане регулирования, то отвечу: с сегодняшней точки зрения, вероятно, нет. Но если начиная с завтрашнего дня надзорные органы такой подход изменят, то все станут сразу выбрасывать эти бонды на рынок или же резко сократят объемы кредитования. Этого ведь тоже никто не хочет. Кроме того, законодатель придумывает все новые стимулы, чтобы привлечь покупателей к своим гособлигациям. Это касается и новых правил, регламентирующих запасы ликвидности, которые вводятся под вывеской «Базель III», а также новых правил контроля для страховых компаний.

Перевод Александра Полоцкого

Новини

23 Січня 2025

Південна Корея рекомендує ввести тимчасові антидемпінгові мита на нержавіючу сталь з КНР

Трамп оголосив про інвестиції $500 млрд в інфраструктуру ШІ в США

АрселорМіттал Кривий Ріг не зміг вийти на беззбитковість у 2024 – гендиректор

В Україні зріс попит на вживані авто з США майже на 50%

Суд США вирішить питання про продаж з молотка яхти російського олігарха за 300 млн доларів

Україна шукає до $20 млрд для збільшення виробництва зброї

Японський бізнес допомагатиме відновлювати Україну через нову платформу

РФ довелося перенаправити танкери в тихоокеанський порт заради Китаю

ДТЕК інвестує ще €450 млн в будівництво Тилігульської вітроелектростанції

21 Січня 2025

Уряд спростив процедуру будівництва об’єктів розподіленої генерації

Викиди в металургії Китаю у 2024 році зросли на 4,1%

В США створять нову службу з торговельних мит 

ЄК розробляє план повного припинення імпорту російського газу

Металурги України в 2024 році експортували 614 тис. т довгого прокату

Китай зменшив закупівлі російського вугілля у 2024 році на тлі санкцій

Укрзалізниця замовила у державної Укрнафти дизпалива на 1 млрд 

ВСІ НОВИНИ ⇢