МЭРТ ушло из защиты

Точка зору

Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) выступает против введения пошлин на импортные нефтепродукты. Как стало известно "Ъ", МЭРТ направил свои аргументы членам комиссии, которая должна принять решение о необходимости защиты внутреннего рынка. С его выводами не согласны Минэнерго и нефтепереработчики. Однако окончательное решение будет зависеть от позиции еще семи министерств и ведомств. Об этом пишет "Коммерсант-Украина".

То, что Министерство экономического развития и торговли выступает против введения пошлин на нефтепродукты, следует из имеющегося в распоряжении "Ъ" письма Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ) при Кабмине, которое было разослано всем участникам расследования. В этом документе, отправленном 21 октября, предлагается отсрочить расследование на 45 дней, а также содержится рекомендация МЭРТа отказаться от введения таможенной пошлины на импорт нефтепродуктов.

Расследование проводится с января этого года по инициативе Минэнерго и НПЗ. Компании просят ввести пошлину для защиты внутреннего рынка. По итогам 10 месяцев этого года они произвели всего 6,9 млн т против 9,4 млн т в прошлом году. В компаниях объясняют потерю рынка тем, что белорусские и российские НПЗ покупают нефть без пошлины. А экспортная пошлина на производимые в этих странах нефтепродукты ниже той, которую платят отечественные НПЗ. Из-за этого с прошлого года простаивают Одесский НПЗ.

Тем не менее в МЭРТе против введения пошлин и утверждают, что украинские НПЗ не производят нефтепродукты по стандарту "Евро-4" и "Евро-5". В выводах также сказано, что отдельные заводы и их собственники, в частности Херсонский НПЗ, сами занимались импортом топлива и потому не могут рассчитывать на защиту как производители нефтепродуктов. Еще один аргумент МЭРТа — НПЗ продают топливо по более низким, чем у импортеров, ценам.

В Минэнерго комментировать письмо отказались. Но высокопоставленный источник "Ъ" в департаменте нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнерго назвал выводы МЭРТа безосновательными. "У наших НПЗ цены действительно ниже, но МЭРТ забыл добавить, что заводы вынуждены продавать топливо дешевле импортного и из-за этого они начали работать в убыток",— говорит собеседник "Ъ". Херсонский НПЗ, по его словам, и вовсе не подписывал обращение о начале расследования, поэтому импорт им нефтепродуктов не должен рассматриваться как аргумент против введения пошлины.

Вице-президент "ТНК-BP Коммерс" Елена Алексеева говорит, что Лисичанский НПЗ уже полностью перешел на "Евро-4", а в сентябре произвел пробную партию дизельного топлива "Евро-5". "Мы готовы и дальше инвестировать в украинскую нефтепереработку, но необходимо понимать, нужны ли государству модернизированные украинские НПЗ",— отметила она. Главный управляющий ТНК-ВР в Украине Дидье Казимиро заявил, что при благоприятных рыночных условиях компания могла бы загрузить НПЗ на 7,2 млн т и поставлять порядка 4 млн т топлива в год на внутренний рынок. Председатель правления "Укртатнафты" Павел Овчаренко отмечает, что введение пошлин позволит привлечь в госбюджет дополнительно $450-500 млн в год. "Выходит, что МЭРТу просто не нужны эти деньги,— возмущается он.— При этом в стране не хватает валюты, а мы снабжаем ею импортеров нефтепродуктов".

От официальных комментариев в МЭРТе отказались. Но источник "Ъ" в министерстве отметил, что МЭРТ всего лишь высказал свою позицию. "Мы всегда с пониманием относились к вопросам наполнения бюджета. А заблокировать решение о пошлинах мы не можем даже технически",— заявил "Ъ" источник в МЭРТе.

В состав МКМТ, кроме МЭРТа и Минэнерго, входят представители СБУ, Гостаможслужбы, Минагрополитики, Антимонопольного комитета, МИДа, Мининфраструктуры, Минюста. Публично свою позицию по вопросу введения пошлин пока высказывало только Мининфраструктуры — Борис Колесников поддержал эту инициативу. Кроме того, теоретически инициативу может поддержать и АМКУ, считает эксперт UPECO Александр Сиренко. "АМКУ, по сути, признает, что чрезмерная зависимость от импорта горючего приводит к росту цен на него и обвиняет импортеров в чрезмерном росте цен на Аи-95",— говорит господин Сиренко.

Олег Гавриш, Юрий Панченко, Александр Черновалов

Новини

12 Липня 2024

В українських ПСГ накопичено 9,7 млрд куб м газу

Україна втратила майже всю маневрову генерацію – Зеркаль

Продажі сталі в Італії у I півріччі впали на 15%

Будівництво євроколії до Ужгорода так і не розпочалось

В Англії збудують електростанцію, що працює на водні

Уніфікація тарифу на розподіл електроенергії призведе до дискримінації великих промспоживачів

ВВП України у червні зріс на 1,1%

ООН вимагає від РФ терміново повернути Україні ЗАЕС

Відкриття Миколаївських портів допоможе диверсифікувати експортні вантажопотоки

До Конгресу США внесли законопроєкт про викиди вуглецю за прикладом європейського CBAM

Китай прискорює перехід на зелену сталь

Сьогодні через рекордну спеку енергетики збільшать тривалість відключень

Частка збиткових вугільних підприємств у Росії перевищила 52%

Державний титановий комбінат відновив видобування руди

Світовий попит на морські контейнерні перевезення у травні досяг історичного максимуму

Мін’юст подав позов до ВАКС про застосування санкцій до російського олігарха Усманова

ВСІ НОВИНИ ⇢