Киев готовит морской кулак

Точка зору

Кабмин утвердил государственную целевую оборонную программу по строительству кораблей класса «корвет» до 2021 г. Ожидается, что этот проект не только укрепит национальную безопасность, но и выведет украинское кораблестроение на качественно новый уровень.

Концепция целевой оборонной программы строительства кораблей класса «корвет» предусматривает создание серии корветов, которые должны войти в состав ВМС Украины до 2021 г. По словам министра обороны Михаила Ежеля, бюджет программы составит 16,1 млрд. грн., из них 11 млрд. грн. будет направлено на строительство кораблей. В 2012 г. на ее реализацию предусмотрено 433 млн. грн.

Первый корабль планируется передать заказчику уже в 2016 г. Концепция оговаривает создание 10 корветов, но из-за нехватки средств до 2021 г. будут построены только четыре. «Министерство обороны намерено изучить результаты эксплуатации головной серии кораблей и затем будут приниматься решения о дальнейшем их строительстве»,— сказал министр. Предполагается, что корабль будет состоять на 60% из деталей, произведенных в Украине, остальные поступили на вооружение, закупаемое у стран НАТО, где партнерами украинских кораблестроителей выступят фирмы из Италии, Германии, Франции, Дании.

Проект строительства корветов с 2006 г. разрабатывало николаевское предприятие «Исследовательско-проектный центр кораблестроения». Конкурс на строительство кораблей для ВМС Украины в декабре 2009 г. выиграл Черноморский судостроительный завод. В 2010 г. государство выделило для закладки первого корвета 1,2 млн. грн. В марте специалисты предприятия приступили к обработке металла для сборки закладной секции украинского корвета. Между тем в ноябре 2010 г. министр обороны Михаил Ежель сообщил, что программа требует пересмотра, так как она создавалась по стандартам НАТО, членство в котором уже не является целью Украины, и является очень затратной.

Генеральный военно-морской конструктор Украины Евгений Борисов утверждает, что корабль «Владимир Великий» будет самым мощным кораблем этого типа в Черном море. «Единственный, кто сможет с ним соперничать,— строящийся в Турции «Милгем», но наш сильнее будет»,— заверил специалист. Длина будущего флагмана — 112 м (как футбольное поле), ширина — 13 м, экипаж — 110 человек. Максимальная скорость — 32 узла (почти 60 км/ч). Автономность — 4 тыс. миль, то есть с одной заправкой «Владимир» сможет дважды пройти вдоль побережья Черного моря и вернуться на базу. Корабль укомплектуют двумя скорострельными пушками, противокорабельными и зенитными ракетами, а также торпедами. Все оружие спрячут в корпусе, который сделают почти невидимым для вражеских радаров (технология «Стелс»). В кормовой части корабля оборудуют вертолетную площадку, а под ней — ангар.

Президент Атлантического совета Украины Вадим Гречанинов особо выделяет тот факт, что начало строительства первого корабля класса «корвет» «Владимир Великий» на Черноморском судостроительном заводе заложил сам президент Виктор Янукович 17 мая текущего года. «Тем самым он создал определенный бренд и имидж этому проекту. Это изначально показывает, какое значение кораблестроительство представляет для государства»,— сказал «i» эксперт. По его словам, Украина вполне способна завершить строительство четырех кораблей в указанные сроки, однако насчет десяти есть сомнения. «Ситуация в мире очень изменчива. Вдруг окажется, что корабль данной марки устаревший и нужно будет сконцентрироваться на другом. Но на четыре корвета действительно можно рассчитывать»,— полагает господин Гречанинов.

Программа строительства кораблей типа «корвет» имеет значение не только для укрепления обороноспособности страны, но и представляет реальный шанс быстро вытянуть на новый уровень все отечественное кораблестроение, считает член комитета Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Кинах. «Это не только вопрос нашей национальной и экономической безопасности в бассейне Средиземного и Черного морей, но и сохранение развития очень важной наукоемкой и технически сложной отрасли военного кораблестроения. Что, в свою очередь, позволяет развивать научно-технологические, конструкторские кадры, а также загружать отечественные предприятия сложной интеллектуальной продукцией»,— сказал парламентарий в беседе с «i». По его словам, очень важно, что проект строительства кораблей принят в виде госпрограммы и до того, как окончательно будет утвержден закон о госбюджете на следующий год, что «дает возможность учесть в комплекс все затраты в 2012 г.». «На эти корабли есть огромный спрос в мире, и, если будет необходимо, мы сможем принять решение о продлении серии и реализации указанной военно-морской техники на экспорт»,— утверждает господин Кинах.

В свою очередь, эксперт Центра исследования армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец отмечает, что такие страны, как Германия и Япония, начали строить корабли на третий год после Второй мировой войны. Тот факт, что Украина спустя 20 лет после развала СССР, наконец, занялась кораблестроением, эксперт считает очень важным моментом. «Это первый проект, который по сложности намного превышает все проекты, которые мы раньше делали. Есть французские, немецкие, возможно, южноафриканские компании. Хорошо, что появилась госпрограмма. Уже в течение четырех последних лет ведутся переговоры с различными компаниями, которые должны поставлять комплектующие под корветы. Отсутствие документа усложняло этот процесс»,— сообщил он «i». По словам эксперта, в ходе строительства кораблей могут возникнуть сложности, как финансового плана, так и в переговорах с европейскими компаниями. «Европейцы будут поставлять комплектующие только после предоплаты и через год после того, как они забивают то или иное изделие в свой план. Мы не знаем, какой будет экономика следующего года и как технически будут выделяться деньги государством. Если будут допущены ошибки или провалы в финансировании, мы корвет вовремя иметь не будем»,— говорит господин Згурец.

Ксения Лазоренко

Новини

18 Листопада 2025

Кулеба прозвітував про темпи укриття критичної інфраструктури

В Києві виявили нафтобазу, яка постачала контрафактне пальне до мережі АЗС

Водень замість газу: Німеччина переглянула енергетичну стратегію

Україна наростила експорт плоского прокату

Литва передала Україні обладнання для відновлення енергетики 

Китай відкрив найбільше в сучасній історії родовище золота 

В “Енергоатомі” визнали, що вже три роки не можуть відремонтувати енергоблок ХАКС 

На окупованій Донеччині пошкоджена Зуївська і Старобешівська ТЕС

Росіяни атакували енергетику у чотирьох областях

17 Листопада 2025

Найбільший кремнієвий завод РФ припинить виробництво

Tata Steel переходить на власну енергію: придбано три електростанції Vattenfall

Кількість жертв трагедії на Інгулецькій шахті зросла: деталі

Інтерпайп має усі передумови для досягнення глобального масштабу, – CEO

Трамп заявив, що Великобританія має відмовитися від вітрогенераторів

Fitch втретє підтвердило обмежений дефолт України

На Закарпатті відновили видобуток солі 

ВСІ НОВИНИ ⇢