Ильичевский порт берут на абордаж

Точка зору

В Минтрансе готовятся к смене руководства Ильичевского морского порта. До весны с помощью судов чиновники намерены вернуть на должность бывшего начальника порта Руслана Радзиховского.

Вчера Минтранс должен был утвердить финансовый план на 2009 год одного из крупнейших транзитных узлов — Ильичевского морского торгового порта (ИМТП). В Киев его привез нынешний руководитель предприятия Геннадий Скворцов. В прошлом году ему удалось увеличить показатель обработки грузов в порту на 18% — до 18,9 миллионa тонн.

Однако высокие результаты не гарантируют начальнику порта то, что он останется на своем посту. Как сообщил «ДЕЛУ» руководитель профсоюзов Ильичевского морского порта Сергей Брызгалов, отставку Скворцова в данный момент готовит руководство Министерства транспорта в лице замминистров Игоря Урбанского и Владимира Работнева. Последний одновременно возглавляет Департамент морского и речного транспорта. Механизмом смещения, по задумке инициаторов, должно стать решение суда о восстановлении в должности предшественника Скворцова — Руслана Радзиховского.

По данным источника «ДЕЛА» в ИМТП, такое решение Приморским судом Одессы может быть принято уже в феврале. «Вместо Скворцова они хотят поставить своего, давно уволенного Радзиховского, чтобы лоббировать интересы частной компании «Укртрансконтейнер», промышляющей в порту», — утверждает Брызгалов. Он уточнил, что речь идет о намерении передать фирме первый и второй причалы порта в совместную деятельность.

Благотворители поневоле

Скандальному оператору основного контейнерного терминала Ильичевского порта «Укртрансконтейнер» (дочерняя структура «Национальной контейнерной компании», Россия) уже принадлежат четыре — 3-й, 4-й, 5-й и 6-й — причала Ильичевского порта. Они были переданы в совместную деятельность еще в 2005 году, когда портом руководил Руслан Радзиховский. Причем ИМТП отдал причалы вместе со всем находящимся на них оборудованием по остаточной стоимости 78 миллионов гривен. В то же время в порту утверждают, что их минимальная стоимость на тот момент оценивалась в 100-120 миллионов гривен. Кроме того, как отметили «ДЕЛУ» в пресс-службе порта, заключенные условия о совмест-ной деятельности были крайне невыгодны для порта. Прибыль, которую приносят четыре причала, используемые «Укртрансконтейнером», распределяется в соотношении 75% — компании и 25% — порту. Взамен оператор терминала обязался инвестировать в инфраструктуру порта до 2014 года 495 миллионов долларов.

«Вот только условия внесения инвестиций были «хорошо продуманы» — порт должен был передать «Укртрансконтейнеру» земельные участки, которые находятся на балансе города, а не Ильичевского морского торгового порта, — отмечает руководитель экономических программ Центра системного анализа и прогнозирования Вячеслав Бутко. — То есть условия, при которых частная компания внесла бы инвестиции на сумму полмиллиарда долларов, были заранее невыполнимы». Брызгалов называет «Укртрансконтейнер» вторым RosUkrEnergo, по-
скольку компания зарабатывает только благодаря имуществу и инфраструктуре государства, а все вложения «Укртрансконтейнера» — на самом деле реинвестиция государственных средств.

«Типичный пример их «вклада» в совместную деятельность с портом — покупка двух контейнерных причальных перегружателей в 2007 году с превышением стоимости более чем в два раза, — объясняет профсоюзный лидер Брызгалов. — Когда перегружатели зашли в Ильичевский порт, по инвойсу они стоили 42,4 миллиона, а после четырехкратной перепродажи «подорожали» до 85,7 миллиона гривен».

Борьба за порт

Сегодня руководство порта, как неоднократно заявлял сам Скворцов, требует пересмотреть невыгодные для ИМТП условия договора. В частности, увеличить долю прибыли порта от совместной деятельности минимум до 50%. В свою очередь, «Укртрансконтейнер» добивается передачи ему в управление первого и второго причалов ИМТП.

Стоит напомнить, что в октябре минувшего года Министерство транспорта издало приказ об отстранении Геннадия Скворцова от своих обязанностей и проведении совместно с КРУ внеплановой проверки порта. Как сообщали некоторые СМИ, одновременно Работнев организовал проведение консультаций у министра относительно назначения начальником порта Радзиховского.

Проверка не принесла «желаемых» результатов для инициаторов возвращения на должность бывшего начальника порта, после чего уже в ноябре 2008 года Радзиховский подает судебный иск о своем незаконном увольнении в 2006 году. Первая инстанция отказывает, зато Апелляционный суд Днепропетровской области за три дня до Нового года отправляет дело на повторное рассмотрение в Приморский районный суд Одессы. Сейчас стороны ждут решения этого суда, а также решения Высшего хозяйственного суда, куда с кассационной жалобой на решение апелляционной инстанции обратилось руководство Ильичевского порта.

Брызгалов и источники в Ильичевском порту утверждают, что «Укртрансконтейнер» в борьбе за причалы порта привлек на свою сторону сильное лобби среди руководства Минтранса. «Одни из главных лоббистов оператора — Владимир Работнев и его первый заместитель Николай Верещака, который в свое время был первым замом у Руслана Радзиховского», — говорит Брызгалов. По его словам, чиновники на протяжении осени неоднократно проводили переговоры с компанией «Укртрансконтейнер» относительно ее дальнейшей деятельности в порту, однако в каждом случае встречи проходили без представителей государственного предприятия. На одной из них в конце минувшего года, по словам профсоюзного лидера, даже было принято решение уменьшить гарантированную чистую прибыль государственного порта за каждый контейнер с 25 до 15 долларов.

«Кстати, что касается Работнева, то мы владеем информацией о трех компаниях, которые он или его родственники контролируют: ООО «Марекс Лтд», ООО «КС-Инвест», МП «Промышленник» и другие, — утверждает Брызгалов. — При этом все перечисленные фирмы имеют отношение к деятельности терминалов — он лоббирует их участие в работе украинских морских портов».

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢