Александр Ярославский: «Любой вменяемый банкир понимает: инвестировать надо»

Точка зору

Сегодня, когда ситуация в украинском финансовом секторе остается достаточно сложной, действия и решения акционеров конкретных банковских структур по преодолению кризисных явлений играют определяющую роль не только с точки зрения перспектив развития самой отрасли, но и для всей украинской экономики. Поэтому разговор с Александром ЯРОСЛАВСКИМ, владельцем группы DCH и совладельцем АКИБ «Укрсиббанк», обещал получиться весьма интересным. Так оно и произошло.

— Александр Владиленович, какие из причин кризиса, разразившегося в банковской системе Украины, вы считаете основными?

— У кризиса причина не одна, причин много. Большинство украинских банков в последнее время слишком легкомысленно относились к своей работе. Они часто не учитывали того риска, на который идут. Я говорю о «кредитной лихорадке». Сумасшедший рост совокупного кредитного портфеля банков — в 50 раз за пять лет — привел к тому, что кредиты давали чуть ли не бомжам. А банки получили громадный объем «плохих» кредитов — почти 10% портфеля. Причем все делалось сознательно. Банки неплохо зарабатывали и заманивали выгодными условиями новых клиентов.

Но этот мыльный пузырь рано или поздно должен был лопнуть. Он и лопнул. Падение курса гривни привело к снижению реальных доходов населения и автоматически увеличило количество проблемных заемщиков в разы. То есть всему виной — ослабление национальной валюты и близорукость банкиров, из-за которых значительная часть капиталов украинских банков была уничтожена буквально в считанные дни.

— И выхода из этой ситуации нет?

— Я бы не был столь категоричен. В Украине есть хорошие специалисты по антикризисному банковскому менеджменту. Но существует один нюанс: в банковскую систему должны влиться реальные деньги. Иначе нас ждут сложные времена. Ни одна экономика не может жить без кредитов — потребительских, за счет которых люди покупают товары и услуги, и, естественно, кредитов для юридических лиц. В противном случае ничего не будет ни производиться, ни продаваться.

У нас сейчас середина зимы. Через полтора месяца начнутся активные работы в поле, и если банки не прокредитуют посевную экспортных сельхозкультур, осенью мы останемся без валюты. И похожих ситуаций, которые могут привести к потере зарубежных рынков и целых отраслей нашей экономики, множество. Я уже не говорю о среднем и малом бизнесе, кредитование которого сегодня остановлено вообще. То есть основной задачей на сегодняшний день является пополнение капиталов банков, чтобы кредитование бизнеса снова заработало. А значит, владельцы украинских банков должны осознать свою ответственность за будущее страны и инвестировать деньги в увеличение уставного фонда.

— Вы считаете, что если сегодня «влить» в банковский сектор тот объем средств, который был потерян в результате кризисных явлений, то ситуация будет стабилизирована?

— Нет. Простое пополнение ни к чему не приведет. Объем денежных вливаний в банковскую систему должен превысить потерянный отраслью капитал. Сейчас нужно восстанавливать доверие, а это всегда обходится дорого.

Аналогичные тенденции наблюдаются во всем мире. Инвесторам и вкладчикам нужны намного более серьезные гарантии безопасности капитала, чем до кризиса. Это очень ясно и четко объяснил недавно Алан Гринспен в The Economist. По его мнению, к которому глупо не прислушиваться, требования инвесторов к адекватности капиталов американских банков ужесточатся на 40%. То есть если в докризисный период приемлемым для инвестора был коэффициент покрытия рисков на уровне 10% капитала, то сегодня для стабилизации банковской системы этот показатель должен составлять не менее 14% капитала. Это достаточно грубый, почти арифметический подсчет, но достаточно близкий к истине. Вливание 250 млрд. долл. в банковскую систему США позволило наполовину скостить прирост LIBOR, а это дорогого стоит.

— Вопросом ликвидности украинских банков уже вплотную занялся НБУ. В частности, он уже порекомендовал банкирам внести дополнительные средства в уставный фонд, чтобы не допустить разрыва между активами и пассивами. И сегодня многие уже начали предпринимать активные шаги в этом направлении…

— Тут не все так просто и однозначно. Я слышал мнения журналистов и экспертов о том, что банки испугались принудительной национализации и начали наращивать уставные фонды. Но дело не в этом. Банки не будут сломя голову бежать выполнять требования НБУ, если не считают это разумным. В данном случае просто интересы регулятора и операторов рынка совпали. Увеличение уставного капитала необходимо. Это — единственный способ стабилизировать ситуацию в масштабах отдельных бизнесов и в масштабе отрасли. Любой вменяемый банкир понимает: чтобы выйти сухим из кризиса и сохранить позиции банка на рынке, надо инвестировать.

Тем более, что ситуацию в отрасли и в экономике в целом сегодня серьезно обостряет неопределенность относительно руководства НБУ. Для банков это, с одной стороны, означает, что надеяться можно и нужно только на себя, поскольку у регулятора сейчас другие заботы. А с другой — возникшая коллизия повышает общий уровень риска и нестабильность в экономике, то есть является дополнительным доводом в пользу проведения докапитализации. Причем еще в большем, чем до этого, размере и еще быстрее.

— В то же время, как известно, среди акционеров Укрсиббанка пока нет единого мнения относительно целесообразности увеличения уставного фонда банка, и практические шаги в этом направлении не делаются. Как вы можете это прокомментировать?

— Акционерное общество — это партнерство, участники которого должны вести себя по-партнерски. То есть руководствоваться здравым смыслом и искать компромисс. Я, как и представители BNP Paribas (основного акционера АКИБ «Укрсиббанк»), поддерживаю необходимость докапитализации банка и готов вложить столько денег, сколько необходимо. Полагаю, что уже в ближайшее время мы придем к решению, устраивающему всех. Поэтому увеличение уставного капитала АКИБ «Укрсиббанк» — это вопрос времени.

— Каков ваш прогноз относительно будущего украинской банковской системы — в краткосрочной и долгосрочной перспективе?

— Я полагаю, что кризис приведет к переделу банковского рынка. Однозначно количество финучреждений в Украине сильно уменьшится. Править балом будут только самые сильные, умные, смелые и нежадные. Кризис — это чистилище, где хирургическим путем (то есть больно, но быстро) разрешаются проблемы, которые долгие годы не поддавались «терапевтическому лечению» или момент решения которых сознательно оттягивался. И для банковской системы это справедливо даже в большей степени, чем для других отраслей экономики.

Новини

2 Травня 2024

В Брюселі пройде форум ЄС-Україна з питань оборонної промисловості

Через активну роботу СЕС вдень в Україні зафіксований профіцит електроенергії

Іспанська Tubos Reunidos заявляє про намір стати першім у світі виробником труб без викидів вуглецю

ArcelorMittal закрил коксохімічне виробництво у місті Зениця

Проблеми з судноплавством у Червоному морі можуть тривати до кінця року

Австралія має намір побудувати 25 ГВт вітроенергетичних потужностей

Індійські металурги занепокоєні зростанням імпорту сталі

Одеський Стальканат у 2023 році скоротив чистий прибуток на 13,8%

Україні треба приєднуватись до світового тренду захисту від імпорту китайської сталі

Ворог пошкодив половину украінської енергосистеми

Укргазвидобування сягнуло рекордних показників буріння під час війни

Після розблокування кордону держбюджет додатково отримав 2,5 млрд грн

Свириденко прогнозує зростання економіки на рівні 4,6%

1 Травня 2024

НКРЕКП нарешті затвердила обсяг підтримки зелених електростанцій за 5 місяців 2023 року

Через санкції прибуток Металоінвесту скоротився на 36%

У Чилі розраховують на збільшення обсягів видобутку міді

ВСІ НОВИНИ ⇢