Украина готовится выбросить белый флаг

Точка зору

Украинско-российские газовые переговоры преподносят оригинальные сюрпризы. Вернее, являют собой гремучую смесь старых скелетов, пылящихся уже без малого десятилетие, и новых прожектов, почти полностью перекраивающих газовый рынок страны. На днях в Украине еженедельник «Зеркало недели. Украина» опубликовал основные положения проекта нового газового соглашения. Их можно расценивать не иначе как полную сдачу украинской газотранспортной системы (ГТС). Естественно, содержание итогового документа (пока речь идет о проекте, подготовленном рабочей группой и представленном на утверждение руководству Украины и России) может заметно отличаться. А сам «слив», возможно, нацелен на тестирование общественного мнения по отношению к такому важному вопросу, как судьба ГТС. Ведь его в Украине трактуют не иначе, как посягательство на суверенитет страны.

Основное положение – создание совместных предприятий на паритетных правах с «Газпромом». Первое СП должно включать магистральные газопроводы и подземные хранилища газа (ПХГ) Украины. Второе планируется создать на базе внутренних газораспределительных сетей Украины.

Идея консорциума не нова. Впервые договоренности об организации совместного предприятия по управлению газотранспортными мощностями между Россией и Украиной упоминались в 1995 году. А собственно решение о создании консорциума было принято президентом Украины Леонидом Кучмой, его российским коллегой Владимиром Путиным и канцлером Германии Герхардом Шредером в 2002-м. Причем годом позже консорциум даже был официально учрежден на паритетных началах Россией и Украиной. Только никаких действий в его рамках так и не случилось. Дальнейшие события: «оранжевая» революция, последовавший за ней «переход на рыночные принципы ценообразования» и газовые войны – хорошо известны. Всем было не до консорциума.

Теперь ситуация изменилась. В том числе, благодаря Юлии Тимошенко в 2009 году был подписан кабальный газовый контракт, по которому Украина стала платить за газ почти как Германия. «Газофлотские» соглашения Януковича положение улучшили несильно (для Украины действует скидка в размере 30% от контрактной цены российского газа, но не более $100 на 1000 кубометров, договоренность была достигнута в апреле 2010-го одновременно с продлением срока пребывания Черноморского флота РФ в Крыму до 2042 года). Теперь высокий ценник на газ, в первую очередь, бьет по энергетике (и тепло-, и электро-), химикам и, как ни странно, по самому «Нафтогазу».

«Газпром», в своем понимании, действует рационально. Текущий газовый контракт делает украинский рынок для него более доходным (с учетом таможенных пошлин и стоимости доставки), чем немецкий. Поэтому, пока Украина выбирает для себя между плохим вариантом и худшим, он спокойно может подождать. Более того, предправления компании Алексей Миллер лукавит, говоря: «Новогодних подарков [Украине] не будет». Наверняка у «Газпрома» будет подарок премьеру Владимиру Путину к выборам.

Неэффективной экономике Украины сейчас действительно нужны низкие цены на газ. Но еще больше ей требуется четко обозначенная политика в сфере энергетики и планомерная реализация этой политики, вкупе с действенными мерами по повышению энергоэффективности. Пока ничего этого нет. Формально Украина присоединилась к европейскому Договору энергетического сообщества и обязана следовать его нормам. На деле ни прогресса, ни реформы «Нафтогаза». Даже все громкие заявления о пересмотре контракта, об обращении в Стокгольмский арбитраж оказались лишь разговорами, что лишь подчеркивает: суд над Тимошенко, которая заработала на этом реальный срок, – разборки «по понятиям». Все это позволяет «Газпрому» уверенно продавливать руководство Украины без оглядки на Евросоюз, которому беспокойный восточный сосед уже порядком надоел.

Идея консорциума – стратегически верная. Действительно, все последние годы «Нафтогаз» крайне мало вкладывал в модернизацию системы. Более того, с каждым годом растет необходимость увеличения вложений, в особенности – на замену устаревших газоперекачивающих агрегатов на компрессорных станциях. И у «Нафтогаза» средств на масштабную инвестпрограмму нет. Но если рассматривать детали, то переговорные позиции Украины не так уж и плохи, и некоторые уступки не совсем понятны.

Так, одна из основных постулируемых угроз – ввод газопровода «Южный поток» по дну Черного моря и перевод на него более половины украинского транзита. В этом случае загрузка ГТС упадет до 40%, доходы от транзита резко снизятся, и средств на поддержку системы вообще не останется. Причем «Газпром» заявляет, что будет строить «Южный поток» в любом случае.

Сейчас Украина зарабатывает на российском транзите порядка $3 млрд год. Как только будет создано СП с «Газпромом», половина этих прибылей отправится в Россию. Но ведь «Южный поток», даже при самом оптимистичном сценарии, выйдет на проектную мощность не ранее 2018 года. Или позже, так как ни Турция, ни ЕС в отношении этого проекта рвения не проявляют. Так зачем Украине отдавать все эти годы часть своей транзитной выручки «Газпрому»? Нет никакого смысла спешить с продажей ГТС.

Или зачем отдавать в СП подземные хранилища газа? Если речь идет о безопасности транзита – вот вам трубы, но за хорошую цену. А ПХГ – весьма привлекательный самостоятельный инфраструктурный бизнес, способный приносить Украине порядка $500–700 млн в год. Наконец, продажа распределительных сетей – история совершенно новая, которая уж точно должна решаться отдельно и совершенно другим образом.

Последнее заявление премьер-министра Николая Азарова, что Украина будет готовиться к худшему сценарию и готова платить $400 за 1000 кубометров в случае, если не удастся договориться с Россией о более выгодных условиях поставки, оставляет надежду, что еще не все руководство Украины потеряло разум. Или совесть.

Сергей Агибалов

Новини

10 Грудня 2024

Україна наростила експорт сталевих напівфабрикатів на 60%

Феросплавні заводи України за 11 місяців скоротили експорт у 4,7 раза

Уряд погодив залучення УЗ €480 млн позики під державні гарантії

Інтерпайп організував хаб у Батумі для перевалки продукції на сході Чорного моря

Поблизу польсько-білоруського кордону збудують інтермодальний термінал

Підприємства з пошкодженою внаслідок війни інфраструктурою зможуть реструктурувати борги 

АРМА вдруге не змогло продати заарештовану руду російського олігарха 

Власники контейнеровозів отримують надприбутки через кризу в Червоному морі

У Великій Британії витратили £1 млрд на вимкнення вітряних турбін

Товарообіг України перевищив $100 млрд 

УЗ ініціювала підвищення тарифів на вантажні перевезення одразу на 37%

Україна в січні-листопаді збільшила випуск прокату на 18%

9 Грудня 2024

Україна за 11 місяців збільшила виплавку сталі на 23,1%

Угоду щодо продажу Білгород-Дністровського порту можуть скасувати

Сентравіс отримала замовлення на безшовні труби від клієнта з Південної Кореї

Збільшення тарифу на транспортування газу це шлях до масових скорочень персоналу – Укрметалургпром

ВСІ НОВИНИ ⇢