Социальный аспект
Точка зоруО главных тенденциях в социальной сфере: льготах, пенсиях и государственной системе здравоохранения.
Поиск рецепта
В этом году в Украине стартовала реформа здравоохранения. Первый этап реформы продлится до 2013 года. В нынешнем году в пилотных регионах (Винницкая, Днепропетровская, Донецкая области и Киев) созданы центры первичной медико-санитарной помощи на основе существующих медучреждений. В следующем году в этих регионах будет сформирована единая система экстренной медицинской помощи — аналог существующей «Скорой помощи», все пункты и бригады которой объединят в одну систему. Кроме того, в 2012-м в стране будут созданы центры первичной медико-санитарной помощи. Если полученные результаты устроят чиновников, с 2014 года вся отечественная система здравоохранения приступит к реформированию по образцу пилотных регионов. А на 2015-й намечено внедрение страховой медицины.
Впрочем, это пока лишь наметки на бумаге. В реальности у врачей, чиновников и пациентов нет единого видения, как решать накопившиеся в системе здравоохранения проблемы. Чиновники настаивают на сокращении количества больничных учреждений. Однако против этого активно протестуют украинцы, проживающие в отдаленных селах, ведь именно поликлиники, расположенные в отдаленных местах, скорее всего, будут расформированы.
Врачей беспокоят вопросы профильных больниц: многие чиновники из Минздрава полагают, что в Украине нет нужды в таком количестве специализированных медучреждений, и предлагают их сократить. Но главный камень преткновения – тендерные закупки. Здесь тоже мнения разделились: муниципалитеты хотят закупать медикаменты самостоятельно, чиновники из профильного министерства хотят проводить эту процедуру централизованно. Причины спора ясны: в этой отрасли суммы откатов исчисляются сотнями миллионов гривень.
Вряд ли в следующем году по всем этим вопросам будет достигнут компромисс. С большей долей вероятности можно предположить, что все участники реформы, за исключением пациентов, будут стараться «перетянуть одеяло на себя».
Еще несколько месяцев назад медицинской отрасли обещали увеличить бюджетное финансирование. Чиновники обещали, что в 2012 году финансирование лечебных учреждений, которые подчиняются Минздраву, увеличится на 865,6 млн гривень. Деньги должны были пойти и на улучшение медикаментозного обеспечения, и на повышение зарплат медперсонала. В то же время, в окончательном варианте бюджета расходы на медицину были урезаны – на Минздрав выделено на 2 миллиарда гривен меньше, чем планировалось.
По словам министра здравоохранения Александра Анищенко, в бюджете-2012 было заложено 800 млн грн субвенций для украинских областей на укрепление материально-технической базы и 190,5 млн грн на закупку отечественного оборудования для первичной диагностики в районных и городских больницах. Также предусмотрено 327 млн грн на закупку оборудования и транспортных средств для участковых и семейных врачей в "пилотных" регионах, где реализовывается пробный проект реформы здравоохранения. 323 млн грн предусмотрены на увеличение стоимости медикаментов на один выезд скорой помощи до 25 грн.
Впрочем, насколько эффективно будут потрачены даже выделенные средства, спрогнозировать сложно. Опыт предшествующих лет свидетельствует, что логично расходовать средства в отрасли здравоохранения не умеют. Или не хотят. Поэтому на данном этапе Украина имеет ситуацию, когда смертность в два раза превышает рождаемость, почти 14 миллионов украинцев состоят на учете с диагнозом «сердечно-сосудистые заболевания», около миллиона имеют онкологические заболевания, столько же болеют сахарным диабетом, уровень детской смертности почти в 2,5 раза выше, чем в странах Евросоюза, а ВИЧ-инфицированных у нас больше, чем в любой другой стране СНГ и Европы.
Льгота от патриота
Весь 2011 год правительство не уставало «радовать» одни из самых уязвимых в социальном аспекте слои населения: пенсионеров и льготников. Сначала в сентябре отменили льготы 16 категориям граждан. В частности – военным, детям войны, инвалидам Великой Отечественной войны, милиционерам, а также инвалидам-чернобыльцам. Люди проводили акции протеста и требовали свои привилегии через суд.
А с 1 октября вступила в силу Пенсионная реформа, которая предполагает поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет. Кроме того, документ предусматривает увеличение сроков выхода на пенсию для мужчин-госслужащих с 60 до 62 лет.
Следующий год сулит не меньше плохих новостей. И хотя в пресс-службе Минфина Украины уверили, что в госбюджете страны на 2012 год не заложено уменьшение расходов на предоставление жилищных субсидий и льгот для населения, напротив, в 2012 году планируется увеличение объема соответствующих субвенций более чем на 1 млрд грн – до 10,15 млрд грн, рассчитывать на улучшение ситуации не стоит.
Например, в заключительных положениях госбюджета содержится норма, согласно которой правительство может в ручном режиме регулировать размер социальных льгот и гарантий – в зависимости от имеющихся финансовых ресурсов в Госбюджете и бюджете Пенсионного фонда на 2012 год.
Учитывая риски, которым подвержена национальная валюта, дорогой газ, начатую реформу медицинской отрасли, а также подготовку к Евро-2012, можно с 90%-ной уверенностью предположить, что чиновники максимально используют данную возможность, чтобы не допустить роста пенсий и возврата льгот в полном объеме.
Светлана Еремина
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram