Саркози пытается ускорить введение налога
Точка зоруНовый год в Европе начался с обострения споров вокруг налога на финансовые транзакции (налог Тобина). Поводом для возобновления дискуссий стало заявление президента Франции Николя Саркози о намерении принять соответствующий законопроект еще до новых президентских выборов в апреле этого года. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в свою очередь полностью отверг возможность одобрения подобного сбора в рамках ЕС.
Николя Саркози назвал недопустимым любое промедление в вопросе введения налога на финансовые транзакции и пообещал ввести его во Франции даже в том случае, если коллеги по ЕС откажутся от подобных мер. По мнению государственного секретаря Франции Бенуа Аппарю, законопроект может попасть в парламент страны уже в феврале. Примечательно, что крупные представители французского бизнеса уже заявили, что введение налога Тобина исключительно на территории Франции крайне негативно скажется на конкурентоспособности местных финансовых организаций и приведет к оттоку капитала за рубеж.
Шаги Парижа вызвали жесткую критику и со стороны официального Лондона. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон пригрозил накладывать вето на любую подобную инициативу в рамках ЕС до тех пор, пока аналогичные налоги не будут введены по всему миру. «Если французы спешат с введением такого налога в своей стране, что ж, это их право», — подчеркнул г-н Кэмерон.
Определенную поддержу Парижу могут оказать Берлин и Рим, занимающие пока что более сдержанную позицию. И в Германии, и в Италии считают инициативу крайне полезной с точки зрения укрепления стабильности финансового сектора, однако подчеркивают, что для успешного функционирования такая система должна быть введена по всему ЕС. В частности, эту позицию канцлер ФРГ Ангела Меркель подтвердила вчера в ходе первой в этом году официальной встречи с Николя Саркози.
Вместе с тем представители финансового мира все еще спорят о целесообразности введения налога Тобина. Согласно прошлогодней оценке Еврокомиссии, предлагающей облагать торговлю акций и облигаций налогом в размере 0,1%, а деривативы — 0,01%, новые сборы могут приносить в европейскую казну около 37 млрд евро ежегодно. Иного мнения придерживаются многие банки и консалтинговые компании. К примеру, по подсчетам Ernst & Young, введение такого налога на территории ЕС лишь приведет к снижению деловой активности в регионе и лишит страны налоговых поступлений в размере 116 млрд евро (1,2% от всех собранных в регионе налогов в 2010 году).
«На сегодняшний день шансы того, что подобный налог появится на территории всего союза, близки к нулю. Я не могу представить ситуацию, когда Великобритания согласится на такое, разве что налог Тобина будет существовать во всех крупных финансовых центрах мира. К тому же британцы не единственные противники таких сборов — в девяностых годах в Швеции пытались сделать нечто подобное, однако эти попытки провалились, и шведы уже заявили, что не собираются наступать на одни и те же грабли дважды», — пояснил РБК daily аналитик EIU Джейсон Керейан. По его мнению, введение налога на финансовые транзакции в одной только Франции станет своего рода наказанием для местного финансового сектора — с учетом мобильности капиталов в наши дни деловая активность местных компаний переместится в другие европейские финансовые центры наподобие Лондона или Цюриха.
Евгений Басманов
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram